Рождественский Пост: тотальная перезагрузка

Православные христиане с 28 ноября приступили к Рождественскому посту, который, как и Великий, продлится 40 дней до 6 января. Для многих он - испытание, особенно в новогодние праздники, а некоторые, наоборот, ждут его, чтобы встретить Рождество с духовным настроем.

Рождественский пост установлен для того, чтобы христиане смогли подготовить себя молитвой и воздержанием к явлению в мир Сына Божия, чтобы по примеру библейских волхвов каждый тоже смог принести Ему свой дар – чистое сердце, душу и тело. Рождественский или Филлиповский пост отличается особым настроением – это преддверие праздника пришествия в мир Бога, который взял на себя грехи человеческие, это радость свободы от грехов - нет ничего внешнего, что принуждало бы человека подчиниться греху. Именно с такими мыслями, как советуют святые отцы церкви, и надо приступать к посту.

- Рождественский пост установлен ещё с древних времен для того, чтобы мы достойно встретили Рождество Христово, - рассказал Благочинный Курского церковного округа протоиерей Евгений Бычков. - Он нам дан, как духовное упражнение, чтобы мы принесли покаяние и привели в соответствие иерархию своего существа: на первом месте - духовное, а потом - физическое. Значение поста в воздержании от всякого зла, скверны, страстей и похоти.

На эти 40 дней православный человек берёт на себя обязательства отстраниться от внешней суеты и излишеств для того, чтобы обратить внимание на душу, которая так же, как и тело требует очищения, настройки на Божественное, максимально, насколько возможно, с помощью божией через покаяние вернуть свою душу к благодетели.

- Многие думают, что пост выражается в ограничении себя в пище, веселье и радости, то есть нечто такое, что ведёт человека к стеснённым обстоятельствам жизни, - считает о. Евгений. - Если человек приступает к посту с такими мыслями, то пользы не будет. Воцерковлённые люди имеют практику очищения и работы с душой – регулярно ходят в церковь, исповедуются и причащаются. Для них не существует тягости поста, а только радость подготовки себя к празднику, возможность побыть наедине со своей душой. Святые отцы называют это духовное делание как «весна души», которая преображается и расцветает, очистившись от гнёта многосуетности и бремени грехов.

Современный человек много внимания уделяет телу – эко-питанию, фитнесу, но не может себе позволить роскоши замедлиться и побыть наедине с самим собой, отдавая свои душевные проблемы на откуп психологам, различным гуру и мастерам духовных практик. Хотя имеет отличный наработанный веками инструмент – практику поста.

«Не станем бояться его и того, что проведём его не так, а станем радоваться, что он так спасителен!», говорят отцы церкви.

А что говорят о посте учёные?

Если рассматривать такой аспект поста, как воздержание от пищи, то по данным научных исследований, организм зимой и летом по-разному её усваивает. Для зимы характерен белково-жировой обмен, для лета — белково-углеводный. Поэтому природный смысл поста заключается в том, чтобы переключиться с одного типа обмена веществ на другой, не ослабив и не перегрузив организм. О том, что голод и воздержание от пищи полезны, написано тысячи книг, а чем полезно, например, воздержание от светской жизни? Если посмотреть на то, как живёт большинство, то жизни многих просто перенасыщены гаджетами, медиа, алкоголем, сигаретами, и мы даже этого не осознаём. Нам кажется, что всё в меру. Лишь потому, что мы живём в мире, который уже до нас был полон «специй», перекрывающих вкус настоящей жизни. Так же, как и от переедания, современный человек страдает от огромной сенсорной и эмоциональной нагрузки, ослабить которую помогает отказ от просмотра фильмов, посещения шумных мероприятий, избытка общения, яркой одежды. По сути, пост - это тотальная перезагрузка души и тела, необходимая именно в это время года.

А как же Новый год?

- Из-за разночтения юлианского и григорианского календарей празднование Нового года совпадает с постом, - пояснил Евгений Бычков. - И что делать людям, которые хотели отпраздновать Новый год? Никакого духовного значения этот праздник не несёт, только лишь смену календаря, который мы меняем каждый день, месяц и год. Обычно в наступающий год мы хотим привнести обновлённую, безгрешную жизнь, а всё страстное, плохое, суетное и грешное оставить в прошлом. Нет ничего страшного в том, что христианин сядет за стол, отпразднует салатом и чашкой чая эту дату в кругу семьи. Но для истинного христианина понятно, что праздник Рождества Христова, который пришёл в мир, чтобы избавить нас от греха, несоизмеримо важнее.
Многие верующие ждут поста, потому что испытали на себе его пользу — тело становится подтянутым, легким, а мысли ясными. Опытные хозяйки имеют под рукой несколько рецептов, которые составляют постное меню. Постараемся во время поста публиковать наиболее интересные.

Постный тыквенный суп

от настоятеля курского храма святых Царственных страстотерпцев протоиерея Олега Чебанова.

- В нашей семье любимое блюдо в пост - тыквенный суп-пюре. Он у нас съедается раньше, чем успеваем приготовить, - рассказал он.
Заранее на сковороде или в духовке готовим сухарики из нарезного батона.
Тыкву или её часть (3 кг) очищаем от кожуры, вынимаем сердцевину с семечками, режем кубиками 2х2 сантиметра, складываем в кастрюлю, заливаем водой, ставим на огонь. Тем временем чистим и режем кубиками три картофелины среднего размера, добавляем к тыкве. Пассеруем тёртую среднюю морковь и лук на растительном масле, добавляем столовую ложку томатной пасты. Соединяем с тыквой и картошкой, лишнюю жидкость сливаем, поскольку тыква уваривается. Солим, перчим, добавляем специи по вкусу. После того, как все ингредиенты размягчились, взбиваем суп блендером. Подаём на стол с сухариками. Вкусно, питательно, сытно!

Салат с мочёной «Антоновкой»

Варёную свеклу и мочёные яблоки нужно порезать соломкой. Для заправки смешать растительное масло и соевый соус (1:1). Добавить зубец чеснока, давленного через пресс, измельчённые грецкие орехи, чёрный перец. Солить не нужно.

Бурачки

В Фатеже Курской губернии в пост было распространено «холодное из картофеля и свеклы», пишут краеведы. Но рецепт этого блюда нигде не упоминается, возможно, это были бурачки - тёртая свек-ла с хреном. Корнеплоды отваривают в кожуре, потом ее снимают, натирают овощи на тёрке, добавляют соль, сахар и лимонный сок по вкусу.
Многие современные хозяйки добавили бы сюда измельченные грецкие орехи, но в старинном рецепте их заменял очищенный корень хрена, который также измельчали и добавляли к свекле, после того, как она пустит сок. Не в каждом супермаркете можно найти корень хрена, так что его вполне допустимо заменить редькой, которой он, как известно, не слаще.

Постное не значит невкусное

Так писал о постном столе известный писатель Иван Шмелёв: «В передней стоят миски с жёлтыми солёными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того всё вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох мочёный, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселём, а киселёк клюквенный с ванилью, а… великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а мочёные яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с тёплою пустотой внутри!.. Неужели и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь всё — другое, и много, так много радостного».