Все судьбы в единую слиты…

«Мария, вы внучка Шестёркина Василия? Я внучка Журбаева Константина Дмитриевича. Наши деды летели в одном экипаже и не вернулись с боевого задания…» К этим словам Ольга Назарова из Германии и Мария Морозова из российской Твери шли семь лет. Существует такое поверье - если чего-то очень хочешь, нужно сообщить об этом Вселенной, и она обязательно ответит! Ольга и Мария пожелали найти своих дедов, пропавших без вести на Курской дуге, и их мечта стала явью…

Всплыли документы…

- В 2013 году фотограф Виктор Викторов делал фотоальбом о Курской дуге и попросил меня провезти его по местам боёв Северного фаса, - рассказывает руководитель поискового отряда «Курган» Алексей Сотников. - Когда мы проезжали мимо хутора Дружавецкий, который находится на границе Курской и Орловской областей, увидели престарелого мужчину.

Оказалось, что это Дмитрий Николаевич Скляров 1935 года рождения. Он рассказал, что в этих местах в 1943 году в болото упал самолёт. В 50-е годы селяне пытались его вытащить. Трактором вытянули крыло и колесо, а ещё всплыло тело лётчика в комбинезоне и документы на имя Константина Дмитриевича Журбаева.

Алексей Васильевич записал данные погибшего лётчика и дома набрал их на сайте ИБД «Мемориал». Интернет-ресурс выдал информацию, что был такой лётчик - штурман одного из экипажей бомбардировщика ПЕ-2 34 Ташкентского бомбардировочного авиационного полка, который вылетел на задание 17 июля 1943 года (в самый разгар Курской битвы) и пропал без вести.

- Именно 17 июля на хуторе Дружавецкий состоялся бой - фашисты отступали, а наши войска пытались прорвать линию их обороны, поэтому и была задействована авиация, - поясняет Алексей Васильевич. - И я понял, что история о лётчике - не выдумка.

Чуть позже Алексей Сотников заехал к Дмитрию Склярову вместе с участником отряда «Курган» и учителем Полянской школы Юрием Дегтярёвым, чтобы старожил хутора показал им место падения самолёта.

Однако, «кургановцы» расстроились, увидев, что болото, куда рухнул ПЕ-2, не пересохло, более того, густо заросло кустарником.

Переломным стал момент, когда «Курган» познакомился с Белгородскими поисковиками во главе с Виталием Писанковым, у которых был глубинный металлоискатель - магнитометр. Белгородцы предложили исследовать местность зимой – когда болото замёрзнет. Проверили – самолёт на месте.

В сентябре 2020 года, Алексей Сотников приехал на место падения машины и обнаружил, что болото высохло! Буквально за сутки отряд «Курган» нашёл экскаватор и 21 сентября 2020 года поднял фрагменты ПЕ-2, а с ним и останки лётчиков!

Позже выяснилось, что это был экипаж Глазунов-Журбаев-Шестёркин.

Командир Зелих Ильич Глазунов успел выпрыгнуть из подбитого бомбардировщика, продолжил службу и по иронии судьбы погиб через неделю после своего экипажа. Константин Викторович Журбаев был штурманом, Василий Николаевич Шестёркин – стрелком-радистом.

Только пару слов в «Википедии»…

- Я стала собирать историю семьи, - рассказывает внучатая племянница Константина Журбаева Ольга Назарова. - И о Константине было известно меньше всего. Однако, я понимала, что судьба Константина неотделима от судеб его однополчан. Он же не один летал в экипаже.

Благодаря наградным листам, Ольга Борисовна узнала, в каком полку служил Константин Викторович. Дальше стала искать информацию о боевом подразделении и нашла только пару слов в «Википедии».

- В статье поисковика Николая Андреева я прочла о том, что они подняли самолёт Журбаева и Шестёркина. И радости моей не было предела, но, к сожалению, это оказалось ошибкой, однако, я в тот момент всё же узнала, что мой дед был в одном экипаже с Шестёркиным, - поделилась Ольга. - Тогда я поняла, что экипаж состоит из командира, штурмана и стрелка-радиста. И стала искать дальше.

Ольга Борисовна стала посещать сайты историков и поисковиков и однажды познакомилась с Ильёй Прокофьевым, который передал ей документы Михаила Васильевича Карповича - командира эскадрильи, в которой был экипаж Константина Журбаева.

- И каково было моё удивление, когда я поняла, что с внучкой Карповича - Ириной - я училась в одной школе и дружила! - поделилась Ольга Назарова. - Но это ещё не всё! Илья Прокофьев сотрудничает с Алексеем Сотниковым. Вот так замкнулся этот круг.

Однажды в социальных сетях Ольга Борисовна вышла на страничку, где часто упоминается 34 бомбардировочный авиаполк и нашла там Марию Морозову - внучку Василия Шестёркина!

- В одной из песен Владимира Высоцкого есть такие слова: «все судьбы в единую слиты», - подмечает Ольга Назарова. - Так вот эта война слила в одну не только судьбы дедов, но и наши судьбы - их потомков!

«Дед, я тебя найду»…

- С детства я смотрела на портрет, висевший на стене в доме дедушки и бабушки. На нём был очень красивый молодой человек в военной форме, - рассказывает внучатая племянница Василия Шестёркина Мария Морозова. - Я узнала от дедушки, что это его брат Василий, что летал он на самолёте и пропал без вести где-то на Курской Дуге… Дедушка показывал мне знак парашютиста, благодарственные письма командиров, удостоверения, довоенные и фронтовые фотографии Василия. В скором времени выпустили Книгу Памяти по Тверской области.

Василий в ней значился пропавшим без вести. И долгое время Шестёркины жили с этой историей. Но когда появились сайты «Подвиг Народа» и другие, Мария решила поискать о Василии более подробную информацию.

- Я также выставляла посты в группах, направленных на поиски без вести пропавших воинов ВОВ, в социальных сетях. Когда приходила к дедушке в гости, всегда смотрела на портрет Василия и мысленно говорила ему: «Дед, я тебя найду!», - делится воспоминаниями Мария Морозова.

Пока Маша искала Василия, он стал приходить к ней во сне.

- Он мне как-то даже сказал: «Ты не там ищешь», - отметила женщина.

Однажды под одним из постов в группе Маша увидела комментарий: «Мария, Вы внучка Шестёркина Василия? Я внучка Журбаева Константина Дмитриевича. Наши деды летели в одном экипаже и не вернулись с боевого задания». Как сказано выше, это писала Ольга Назарова.

- Боже, какие чувства тогда переполняли нас! Мы плакали. Было такое ощущение, что действительно, вновь встретились наши деды! Мы не могли наговориться, - подчёркивает Мария. - Пообщавшись, мы решили, что необходимо создать группу «34 Ташкентский бомбардировочный авиационный полк» в социальных сетях и продолжать поиски вместе. Осуществляя поиски родных однополчан, мы одновременно искали и наших дедов. Ощущение было такое, что весь мир помогает нам!

«Моя мама знала его»…

Ещё одна удивительная история произошла в канун празднования 75-летия Великой Победы. В связи с пандемией, все мероприятия по празднованию дня Победы были отменены. В интернете был призыв «запиши деда в Бессмертный Полк» - планировалось онлайн-шествие Бессмертного Полка.

- Я записала всех наших героев, - вспоминает Мария Морозова. - И вдруг, под постом про Василия Николаевича Шестеркина в группе «Бессмертный Полк», я увидела комментарий: «Моя мама знала его… Они общались.» И как же здорово было узнать, что у Василия была любимая девушка! Звали её Мария.

Молодые люди общались ещё до войны, жили на одной улице. Отношения были очень серьёзные, Василий вместе с родителями приходил в гости к Марии, возможно, было сватовство. Но в 1938 году Василия призвали в армию. Мария провожала его с надеждой, что вскоре Василий вернётся, и они поженятся.

Василий уехал служить в Ташкент, окончил школу стрелков-радистов (ШКАС). В 1941 году началась война.

А Мария ждала. Даже после извещения о гибели Василия, всё равно не теряла надежды. Ждала и после войны... Но Василий так и не вернулся... Мария поздно вышла замуж, родила дочку. Но Василия она не забыла. До последних дней своей жизни она рассказывала дочери о своём любимом. Она бережно хранила фотографии Василия. Мария давно уже ушла из жизни, но память о её любимом до сих пор жива!

- Так что в наших рядах есть ещё один родной человек Шестёркина Василия - Людмила, дочка Марии, - подчеркнула внучка Василия.

Письмо от поисковиков

Вот как Маша рассказывает о дне, когда они узнали, что подняли самолёт их дедов:

- Подумать только! Помню, день был очень теплый красочный и спокойный. Следующий после моего Дня рождения. Удивительно! Вдруг мне на телефон приходит сообщение от Ольги Назаровой: «Друзья, только что получила письмо от казанского поисковика Ильи Прокофьева. Читайте сами: «Ольга, добрый день! Спешу поделиться с вами вот такой новостью. Пришло письмо мне от друзей из Курской области - поисковиков отряда «Курган». Они нашли самолёт ПЕ-2 в Поныровском районе Курской области. Как сообщали старожилы, ещё в 50-х годах на месте падения самолёта они нашли планшет Константина Викторовича Журбаева…»

Папа вернулся…

Сначала была встреча в музее поискового отряда «Курган». Особой радостью для всех было то, что прибыла в Курск и дочь Константина Журбаева - Татьяна.

- Мама всегда рассказывала нам с братом об отце, - отмечает Татьяна Константиновна. - Она очень его любила и так больше и не вышла замуж. Весть о том, что нашли папу, застала меня в больнице, где я лечилась от коронавируса. Папа вернулся! Это дало мне силы справиться с болезнью. И вот я здесь!

Седьмого мая возле памятника Артиллеристам в Понырях состоялось торжественное перезахоронение останков штурмана Журбаева и стрелка-радиста Василия Шестёркина.

Поддержать потомков экипажа приехала внучка командира эскадрильи Михаила Карповича Ирина, а также внук комиссара полка Цыбульского – Дмитрий.

Когда группа родственников выехала на место падения самолёта и поисковики «Кургана», показывая, как они работают, нашли останки погибшего солдата.