С задания вернулись! История одного экипажа

Август 1942 года. Девушки из оккупированной фашистами деревни Михайлоанненки (Советского района) собирали на поле скошенный клевер. Вдруг в небе раздался оглушительный гул самолётов – воздушный бой! И прямо на глазах у девчат сначала упал и взорвался один советский бомбардировщик, второй… Когда на землю упал наш пятый самолёт, девушки уже не могли сдержать эмоций и слёз, и не обращая внимания на приглядывающих за ними фашистов, «голосили вовсю и прощались с погибшими лётчиками». Так началась история экипажа бомбардировщика ПЕ-2 Зыбинский-Богатырёв-Орлов, которая завершилась только через 79 лет. 

Цель – аэродром в Касторном

В прошлом году поисковики отряда «Курган» под руководством Алексея Сотникова нашли в Советском районе два из пяти погибших бомбардировщиков. Самолёт на поле под Михайлоанненкой, который подняли на прошлой неделе – уже третий. 

Удалось «кургановцам» выяснить и историю гибели экипажей бомбардировщиков ПЕ-2, входящих в состав авиаэскадрильи 778-го бомбардировочного авиаполка. 

25 августа 1942 года эскадрилья из 9 советских самолётов вылетела на задание в посёлок Касторное. Целью лётчиков был фашистский аэродром. И наши бравые парни блестяще справились со своей задачей – уничтожили 30 вражеских самолётов. Но и немцы не остались в долгу – подняли в небо всё, что ещё можно было поднять, и ринулись в атаку. Так в небе над Советским районом и были уничтожены наши боевые машины. 

«А девки наши были дюже смелые»…

Очень помог отряду «Курган» учитель Михайлоанненской школы и руководитель поискового отряда «Русь» при ней Александр Дмитриевич Колесов. Занимается Александр Дмитриевич поиском со своими учениками с 2008 года. Мужчина подробно записал воспоминания одной из селянок – Екатерины Зоряновой или, как её все называли, тёти Кати, о гибели бомбардировщиков на диктофон. К сожалению, Екатерины Ивановны уже нет в живых, зато благодаря её воспоминаниям, жива память о героях той войны. 

- Тётя Катя во время оккупации с девчонками на этом поле клевер собирала, - рассказал Александр Колесов.  

- Один – бах, другой… Пять самолётов упали… Это я точно знаю, потому что смотрела и считала, - вспоминала Екатерина Ивановна. – Четвёртый загорелся недалеко от нас, упал и взорвался – весь чёрный! Глянула я – а лётчик на парашюте спускается… Когда упал, завалился набок – его потянуло парашютом, но потом всё-таки поднялся… А с левой стороны разбил себе лоб, кровь течёт. Гляжу, вынимает из кармана бинт и хотел сам забинтовать. Тут немцы как закричат: «Ком-ы-е, ком-ы-е!», - зовут, значит. Куда ему деваться? Кругом поле, ни кустов, ничего! Идёт. Руки подняты… Они подошли к нему, пистолет с кобурой забрали, часы с руки сняли – себе. Потом по карманам полезли, ножичек у него хороший был. Этот ножичек тоже забрали. 

Вспоминала ещё Екатерина Зорянова, что выпрыгнувший лётчик был совсем молоденьким. Немцы посадили его на повозку – и в штаб повезли. А девушки пошли рядом и начали с пленником разговаривать. 

- «Не горюй, может ещё жив будешь, они только с коммунистами расправляются», - говорится в воспоминаниях женщины. – Тогда он и отвечает: «Да я ж коммунист!» А девки наши были дюже смелые, - «Ладно, не волнуйся, мы сейчас что-нибудь придумаем». 

Часть девчонок начала немцев отвлекать, а лётчик в это время вытащил и выкинул с повозки партбилет. Екатерина его подобрала и потом закопала. Но прежде прочитала, что в нём написано. И на всю жизнь запомнила: «Орлов Виктор Алексеевич, 1921 года рождения, город Иваново». 

Поразило Александра Дмитриевича то, что Екатерина, посмотрев несколько секунд на партбилет лётчика, запомнила его данные на всю жизнь! 

«Не скажете – убьём каждого пятого!»

Как рассказывали старожилы, Виктор Орлов – не единственный, кто успел выпрыгнуть из горящего самолёта. Были лётчики и из других экипажей. 

- Один из них выпрыгнул дальше – на другом поле, где-то в четырёх километрах от того места, где нашли самолёт. Там женщины убирали рожь, - поделился Александр Колесов. – Офицера бабы спрятали в снопы. Фашисты прибежали – ищут и не могут отыскать. Тогда построили всех, кто работал, начали допрашивать - все молчат.  Тогда сказали, что будут убивать каждого пятого, пока не сознаются, и уже даже отсчитали человека. А кто в тот период работал? Бабы, мальчишки да старики со старухами. Тогда лётчик взял и вышел из укрытия сам. Фашисты посадили его на мотоцикл и увезли. 

Числились пропавшими без вести

Так как имя одного из членов экипажа известно, с помощью сайта «Подвиг народа» Алексей Сотников нашёл всех остальных лётчиков, которые были в поднятом самолёте. И не просто их данные, но даже и фото! 

Итак, известный нам младший лейтенант Виктор Орлов был связистом. Командиром экипажа был майор Владимир Алексеевич Зыбинский. Родился Владимир Алексеевич на Западной Украине – в городе Ковель. К моменту гибели был награждён двумя орденами Красного Знамени, участвовал в Финской войне 1939-1940 г.г. 

Третьим был штурман – капитан Василий Иванович Богатырёв 1909 года рождения. За месяц до гибели Василий Иванович также был награждён орденом Красной Звезды. 

В документах Зыбинский и Богатырёв числились пропавшими без вести. 

Когда отряд «Курган» поднимал обломки самолёта, вместе с ними обнаружил и останки командира и штурмана. Администрация Советского района решает, когда проведёт перезахоронение героев. 

«Прикрыли… Спасибо им!» 

Известно также, как сложилась судьба Виктора Орлова. Лет через двадцать после Великой Отечественной войны директор Михайлоанненской школы Александр Немцев написал Виктору Алексеевичу и получил ответ!

В письме лётчик сообщал, что отвезли его в Касторенский концлагерь. И всю войну он пробыл в концлагерях. После войны Виктор Орлов вернулся в Иваново, окончил два института, женился, работал в местной школе учителем. 

- Девчата прикрыли, спасибо им, что спасли меня, привет им передавайте, - заключил в своём письме младший лейтенант Орлов. 

К слову, среди найденных обломков самолёта хорошо сохранились шасси бомбардировщика. Одну из данных деталей отряд «Курган» подарит музею Советского района – на память о героях.