Персональный самолёт мечты

Не «люмбо» и не «феро»... и даже не бэтмобиль.  Хотя, кажется, этот мужчина может создать и то, и другое, и третье. И всё же его сердце уже с 11 лет отдано самолётам. Конструктор Алексей Игоревич Алтухов.

Алексей – уроженец п. Черёмушки Лебяженского сельсовета. Проживает в Курске. А вот  конструкторский цех у него в Черёмушках, где живут его родители: Елена Георгиевна и Игорь Павлович Алтуховы.

Учился мой собеседник в Октябрьской школе Курского района. Примерно с 11 лет заинтересовался авиамоделизмом. С тех времён и появилась у него любовь к небу. Искал разные источники, обучающую литературу, журналы. К сожалению, авиамодельных кружков и клубов не было поблизости. Только в ДОСААФ на Сумской в Курске, но возможности посещать его не было. Поэтому азы конструкторского мастерства Алексей получал самостоятельно.

Путь к настоящим самолётам начался со знакомства с публикациями газеты «Не может быть». Там была рубрика, где печатали технические новинки, чертежи моделей самодельной авиации. Мне всегда было интересно проектировать самолёты, - вспоминает Алексей Игоревич. - Мечта была — создать маленький персональный самолёт. Из серии ультралёгкой авиации. Я стал сотрудничать с журналистом газеты, подкидывал свои детские идеи. Он мне посоветовал найти в Курске конструктора Игоря Корбута. «Попробуй его найти, он сам конструировал самолёт. Даст тебе направление». Игорь Корбут был профессионалом. К сожалению, мне не посчастливилось с ним увидеться (его не стало).

Но в поисках Алексей Алтухов вышел на спортивно-технический клуб «Курск-Аэро». Там ребята занимались полётами на маленьких самолётах и мотодельтапланах.

И вот они меня с 13 лет приютили. Я из деревни приезжал в клуб регулярно. Когда на автобусе, когда на велосипеде. На аэродром, на тренировку. Было очень большое желание заниматься.

Самостоятельно Алексей начал летать с 15 лет.

– Не страшно?

Всегда страшно. И тогда, и сейчас, - смеётся собеседник. - Но полёты настолько завораживают, что страх остаётся позади. Красота мира с высоты превосходит ощущение страха.

Чем больше занимался Алексей, тем больше хотелось развиваться в этой отрасли.

Летают сегодня он и его друзья на аэродроме Рышково.

К сожалению, законодательная база сырая. Если ранее были клубы, где любой ребёнок мог пройти обучение, получив теорию и наработав практику, то сегодня таких в регионе нет. Когда получал знания Алексей, курсантов было порядка 30 человек. Уровень подготовки - высочайший. Чтобы получить допуски на полёты, курсанты сдавали теорию и практику уполномоченной комиссии из Москвы. Получали пилотские свидетельства, повышали свой профессиональный уровень. Организовано обучение было на очень серьёзном уровне. Алексей сегодня с благодарностью вспоминает тех ребят, инструкторов, которые передавали знания, а также начальника клуба Леонида Анатольевича Соляника.

Это был огромный коллектив из учителей, инструкторов, - отмечает собеседник. – К сожалению, сегодня обучающие школы существуют за пределами Курской области. Их очень мало и обучение стоит довольно дорого.

Одно время в Курске было порядка пяти аэроклубов. Сейчас это направление держится на энтузиастах. Таких, как Алексей.

А как же с законностью обстоит дело на лёгких самолётах?

К примеру, есть определённые категории летательных аппаратов определённой массы, где требуется минимум разрешений. Как, к примеру, у лодок. Если маленькая — то можешь плавать свободно, а если яхта — нужны документы, права. То же самое и здесь. Беспредела в небе не бывает. Здесь также существуют правила, которых придерживаются. Нельзя так просто прыгнуть в самолёт и полететь? Нет. Законом определена подача заявок на полёты.

– Расскажите об аппаратах.

Авиационный мир огромен: парапланы, паралёты, дельталёты, самолёты и др.. К примеру, параплан простым языком – летающий парашют. Парапланы есть одноместные и двухместные, с мотором и без,  - продолжает объяснять конструктор. - Их плюсы в маленькой скорости и хорошей безопасности. Парамотор -  параплан, оснащённый мотором, позволяет летать как высоко за облаками, так и спуститься в овраг или лететь в сантиметрах над землёй. И это безопасно. Если происходит отказ техники, это не приводит к летальным исходам, так как посадить его можно буквально в точку на любую поверхность.  В Курске парамоторы стали появляться в начале 1990-х годов. Первые парамоторы были ранцевые. Силовая установка надевалась на спину, как Карлсон, взлёт и посадка с ног. Парамотористы из Курска одни из первых в стране, кто начали осваивать полёты на таких устройствах.

В команде единомышленников Алексея  люди разных увлечений. Есть и такие, которые всю жизнь увлечены авиацией, а не летали ни разу. Они увлекаются историей, создают или коллекционируют авиамодели.  Знают, какая и на каком аппарате заклёпка должна быть. Есть люди, которые занимаются юридическими вопросами.

Моя ниша — строить. Мне это интересно. Я строю паралёты, моторные тележки.

Сегодня проще с материалами, получением информации. Алексей регулярно общается с конструкторами-любителями не только из России, но и Франции.

Для меня это не работа, это хобби! Вклад энтузиаста в развитие региональной авиации. Я делаю для себя, помогаю друзьям.

Жена Ирина относится уважительно к увлечению супруга. Два сына – 14-ти и 6-ти лет. Младший Илья уже летал с отцом не раз.

Приобщаю его к конструированию. Павел же больше увлекается военно-патриотичным направлением. Младший любит конструировать, рисовать.

 В настоящее время у Алексея своё дело - занимается ремонтом сельхозтехники, установкой и обслуживанием систем кондиционирования. В этой сфере 15 лет. Есть своя база клиентов из Курской и Белгородской областей.

– Чем важны дорогие увлечения в жизни?

Есть два варианта: либо купить (что очень дорого), либо — сделать своё (что в разы дешевле). И главное - очень интересно. Увлечение подстёгивает работать. Стимулирует. У нас в 90-е была сапожная мастерская. И я с класса 9-го помогал отцу. Со студенчества уже работал самостоятельно. Окончил КГУ. Работал в Безлесенской и Лебяженской школах. Преподавал физику, английский, математику. Но в то время оплата у учителей была небольшой, пришлось заняться своим делом.

Огромную поддержку Алексею оказали семья и родственники.

Традиционно, каждый год, авиаторы из Курска принимают участие в фестивале «Небосвод Белогорья», который проходит в Прохоровке на Звонице, в мероприятиях, посвящённых Дню России и Дню авиации.

День России отмечаем полётами. Одно время летали в Касторном. Проводили чемпионат Курской области по сверхлёгкой авиации. Помогали нам из спорткомитета региона.

 У нас хорошая команда энтузиастов: Александр Зеленцов, Андрей Крапивный, Антон Филиппенко, Виталий Чеботарёв. Их действительно много.

Первый самодельный самолёт был построен в 80-х годах Игорем Корбутом.  Двухместный самолёт, второй летающий в Курской области, построил Алексей Алтухов. Одновременно друзья Александр и Антон построили американский сверхлёгкий самолет США Legal Eagle.

Это не просто самоделки. Это модели по чётким чертежам. Полноценные взрослые работы.

Три года назад мы увлеклись темой из Франции. Есть такой самолёт «небесная блоха». Это разработка 1944 года французского конструктора Анри Минье. У этого самолёта история с 1935 года. Самолёт постоянно совершенствовался, дорабатывался, даже немного летал во времена Второй мировой войны. Я его создавал, по чертежам. В России таких аппаратов три. Приятно было получить за эту работу уважение французов. Племянник Анри Минье отметил, что в России сохраняется история, реплика самолёта того времени.

Сегодня у Алексея есть большое желание участвовать с «Блохой» на фестивалях МАКС и летающих исторических самолётах в подмосковье.

Будет очень круто там поучаствовать! - улыбается собеседник.

Пожелаем ему удачи. И знаете, читатели, учите мечтать своих детей. Ведь все мечты сбываются.