А новобранцам – держаться

«Конечно. Более того, заканчивая 11 класс, я хотел поступить в военное училище, но, как говорится, не повезло, поэтому, решил пойти служить». Зато судьба распорядилась так, что парня направили в Президентский полк! О том, как ему там служилось, Ярослав поделился с нашими читателями.

- Ярослав, как вы попали в Президентский полк?

- Пришёл в военкомат и на комиссии военный комиссар Курского района Сергей Гранкин спросил о том, не желаю ли я пойти служить в этом спецподразделении. Я, конечно же, согласился. Престижным считается не только Президентский полк, но и Главное управление Генерального штаба или спецназ ГРУ, как его в народе называют, но туда не было набора.

- Насколько мне известно, существует довольно строгий отбор в данное подразделение…

- Да. Во-первых, должно быть хорошее здоровье. Необходимо ещё пройти определённые психологические тесты: на искренность и стрессоустойчивость. В каждом – даются вопросы и ситуации. К примеру, перешёл бы ты дорогу в неположенном месте, если как таковой опасности нет? На каждого кандидата составляли психологический портрет и решали – подходит он или нет. Как я потом узнал, у нас в Курской области было 22 претендента на службу в этом полку, а набрать надо было только 15. Как мне рассказывали ребята из других городов, у них было по 100 претендентов, а набирали тоже только 15.

- А как же рост? Внешние данные?

- Я тоже думал, что в Президентский полк берут только очень высоких парней со славянской внешностью. Это один из мифов. Да, в Президентском полку есть рота почётного караула, которая участвует в разводе конных и пеших караулов, заступает на дежурство у могилы Неизвестного Солдата. Туда действительно берут людей, у которых рост не менее 182 сантиметров и соответствующая внешность. Причина подбора определённого роста ещё в том, что форма, в которой они участвуют во всех массовых мероприятиях, рассчитана на определённые параметры и много лет переходит из поколения в поколение. Кстати, подобная традиция характерна и для Преображенского полка. У меня там служил друг, и он мне об этом рассказывал.

Я же попал в роту оперативного резерва Президентского полка. То есть, это Кремлёвский спецназ. Как оказалось, у данного полка три части, выполняющие разные задачи и расположенные в трёх местах. Одна – в Москве в Кремле (здание арсенала), другие две в подмосковных посёлках Купавне и Алабино. Я служил в Алабино.

- То есть, функция вашей роты заключалась в том, чтобы охранять Президента?

- Грубо говоря, да. Президента и Кремль, поэтому, во время службы мы регулярно выезжали туда и проводили учения – действовали по разным сигналам. Также совершали вечерние проверки или, как их ещё называют, прогулки, что считается священным ритуалом в Президентском полку.

В праздники в нашей части устраивали показательные выступления. У нас же был ещё кавалерийский почётный эскорт с лошадьми.

- Каким был ваш распорядок дня?

- Подъём в 6 утра, а дальше весь день расписан буквально по минутам. Каждый из нас был целый день занят. В первый месяц мы изучали уставы. Затем, когда нас распределили по ротам и отделениям (каждое по 6-7 человек), ещё 4 месяца изучали теорию по караульно-постовой службе и в конце обучения сдавали экзамен, причём экзаменовали нас при выезде на место, в том числе и в Кремле.

- Как вы это делали? Ведь в Кремле всегда масса посетителей?

- Почему? Есть дни, когда Кремль закрыт. И это давало нам возможность отрабатывать наши действия по боевой тревоге.

- Сложной ли была физическая подготовка?

- Не очень. По весне пробегали по 15-20 километров. Всегда подтягивались, отжимались. В принципе, как все.

- Как вас кормили?

- Нормально. В праздники обычно давали консервированные ананасы или персики. Рацион богатый, порции большие. Но такого, что можно как в санатории заказать на обед на выбор борщ или суп, не было. Так как мы много двигались, а может в силу возраста, аппетит у нас всегда был отменный.

- Шевроны сами себе подшивали?

- Конечно. И гладили форму тоже. Берцы чистили. За внешним видом у нас строго следили.

- А пресловутый «тихий час» у вас был?

- Нет. Только по выходе из суточного наряда давалось время на отдых, но это положено так.

- Полы в казарме мыли? Плац подметали?

- А как же? У нас постоянно были различные хозяйственные работы, к примеру, то же сено для лошадей разгружать. Выходные нам давали только в большие праздники. К примеру, в Новый год мы отдыхали три дня. Но после таких перерывов очень трудно опять втянуться в существующий режим.

И за порядком в казарме тоже строго следили. Койку как заправили с утра – так до вечера на неё никто даже не садился.

- И как не спросить о пресловутой дедовщине?

- Сейчас в армии с этим очень строго. Каждый вечер нам проводили осмотр и если обнаруживали царапины или синяки, то требовали объяснений в письменном виде о том, где ты их получил, при каких обстоятельствах, были ли свидетели и могут ли они подтвердить, что эту царапину нанёс себе именно ты сам.

- Но ведь коллектив есть коллектив, тем более мужской. И иногда надо «поставить на место» зарвавшегося человека. Что делали командиры?

- Для меня серьёзным наказанием было стоять и учить устав.

- Наизусть?

- Не обязательно. Просто по времени долго – час и больше. И действовало. У нас был случай, когда всё отделение целый месяц должно было стоять с уставом, поэтому все рвались в наряды и на хозяйственные работы.

- Каким образом связывались с родными?

- Письма писал – бумажные, звонил. В армии нельзя пользоваться электронной почтой и телефонами с выходом в интернет и камерой. Кстати, мне перед отъездом наш губернатор Роман Старовойт подарил специальный телефон. И выдавали нам их раз в неделю – на выходных.

- А Президента удалось увидеть?

- К сожалению, нет. Зато многих звёзд шоу-бизнеса видел – у них же часто в Кремлёвском дворце концерты проходили.

 - Что даёт армия молодому человеку?

- Меняет взгляды на жизнь и дисциплинирует. Закаляет характер, потому что в армии невозможно притворяться – там все такие, какими являются. Терпение вырабатывает. Перед армией я поступил в Сельскохозяйственную академию. Сейчас сижу на парах и ничто не способно меня отвлечь, потому что так привык.

- Вы задумывались над тем, что после службы в армии вам будет легче на войне?

- Я стал спокойно относиться к мысли о том, что буду делать, если начнётся война. Начнётся - пойду воевать.

- Много ваших друзей пошли служить?

- Да. Были те, кто пошли раньше, один из друзей должен прийти в декабре. И сейчас ребята подходят, просят рассказать, как там, потому что собираются в армию.

- Ярослав, а что бы вы посоветовали новобранцам?

- Держаться, потому что  армия всё же не так романтична, как её преподносят в фильмах.