Люди, которые играют в куклы

Кукла-курянка Екатерины Черноок войдёт в мини-музей Русского народного костюма в миниатюре.

Хозяйка замечательного мини-музея — Галия Валиева собрала уникальную коллекцию русских народных костюмов в миниатюре. В прошлом году она получила Гран-при Международного художественного проекта «Творческие среды», который проходил в выставочных залах Союза художников России в Новой Третьяковке. Её авторская реконструкция костюма Тульский губернии ХIХ века была названа лучшей в разделе «Художественные куклы и игрушки». Кукла из Курской губернии стала 43 экспонатом её мини-музея. Автором миниатюрной куряночки стала ведущий специалист областного Дома народного творчества Екатерина Черноок.

Екатерина является исследователем русского народного костюма и знатоком костюмов юга Руси, в том числе курского. За её плечами десятки этно-экспедиций по сёлам, записей, чертежей и коллекция русского народного костюма, которая участвует в показах и вдохновляет курских и не только модельеров.

Галия Валиева прислала деревянный манекен, который Екатерина должна была нарядить в уникальный курский наряд. Выбор пал на костюм из села Илёк, конца XIX - начала XX веков, который носили по праздникам молодые женщины. Все детали костюма съёмные и выполнены в масштабе 1:3 из тканей ветхих частей оригинального костюма. В прошлом году мы подробно описывали этот костюм и даже примеряли. И это заняло много времени, потому что он состоит из множества деталей, без которых ни одна уважающая себя курянка не показалась бы на людях.

- Так как занимаюсь реконструкцией уже давно, у меня много остатков тканей, которые уже достаточно долго «пожили» и не представляют ценности для коллекционеров и музейщиков, - рассказала Екатерина, - это остатки сарафанов, рубах, рушники. Всё это распарывается, стирается и идёт на заготовки нарядов для кукол.
И это не только ткани, которые привезены из экспедиций, но и ткани, которые тщательно выискивались на блошиных рынках других городов и государств. Шёлк из Израиля и Индии, тесьма и кружево из Франции.

- Деревянный манекен худой и пришлось шить много рубах: нижняя рубаха, сверху вторая - праздничная со вставками-перетоками, и всё это дополнено нижней юбкой, - рассказала Екатерина. - Но это не противоречит традиции - для юга России и Курской области, в частности, это было нормой - надевать две рубахи. А девчонки на выданье, которые уже выходили в Карагод и хотели казаться привлекательнее, ещё и нижнюю юбку надевали сверху.

Подставка (нижняя часть рубахи) у куклы, сшита из старого рушника, который уже начал ветшать. Сверху сарафан, праздничный чёрный с золотым галуном по низу (местное название «с хорошим») и саморядовский пояс. Знаменитые саморядовские мастера из Дома ремёсел ткут пояса на кукол тоже. Два шёлковых пояса (сиреневый от индийского сари), подпояски-ленты советского периода и вуаль, третий пояс. Газовые платки сзади подвязаны на косник (дополнительная ленточка). Головной убор - это отдельная сложная часть костюма: внутри кичка (собирает и укрывает все волосы), задник и сверху кукошник, он же кокошник, седловидной формы. На груди - лапУшка и мониста, на ногах - шерстяные чулки и кожаные черевики.

На создание куклы ушло три недели. Увидеть работу Екатерины Владиславовны и другие экспонаты мини-музея можно с 19 апреля в Москве в Музее русской культуры библиотеки № 73 - Культурного центра академика Д.С. Лихачева.