«Не могу прятаться за чужие спины»

В России 9 декабря отмечается важный праздник - День Героев Отечества. В этот день мы вспоминаем всех тех, кто проявил доблесть и отвагу во имя Родины, ради мира, благополучия и процветания нашей Отчизны. Сегодня мы вспоминаем жительницу Курской области - Марию Марецкую, которой, к сожалению, уже нет с нами, но её семья бережно хранит память о ней. 

21 июня 1941 года Маша Марецкая сдала последний экзамен. Завтра выпускной бал. Всем классом сфотографировались, домой идти не хотелось. Решили пойти в лес. Всю ночь ребята бродили по лесу, жгли костер, вспоминали школьные дни, мечтали о будущем. Утром возвращались домой. Город показался странным. Несмотря на ранний час на улицах было много народу, особенно много было военных. Все куда-то бежали, плакали женщины и дети.

Возле Машиного дома стояла машина: солдаты грузили какие-то вещи. Навстречу выбежала мама: «Мусенька, война!». Отец Муси был военным, поэтому семью: маму, Мусю и младших сес-тру и брата, эвакуировали в Сталинград. Всю дорогу она думала: «Нет, этого не может быть, это всё временно, завтра всё будет нормально!». Не знала она тогда, что «нормально» станет через долгих 4 года.

Сидеть спокойно и прятаться за чужие спины она не могла. Надо что-то делать. Надо попасть на фронт. Но в военкомате ей отказали: «Девушек не берём». И тогда Маша поступила в Сталинградское училище связи. В апреле 1942 года она закончила учёбу и попала в 530 батальон связи. Там начался её боевой путь. Сначала была связисткой, а затем механиком кросса. Работа была интересная, но очень ответственная. Находясь постоянно на передовой, она должна была обеспечивать связь с командованием армии и штабом фронта. От этого зависел успех операций наших войск. Пришлось испытать всё: и долгие бессонные ночи, страх, потерю друзей, тоску по родным. Но тем не менее армия продвигалась на запад, освобождая родную землю от фашистов.

Почти весь путь от Сталинграда до Берлина Маша с друзьями прошли пешком. Иногда им везло и удавалось попасть в колонну с автомобилями, но в основном шли пешком. Даже спали находу: шли и спали.

- Страшно было, когда появились «Катюши», - расказывала Мария Марецкая. - Давали команду «Лежать!» и над головой со свистом летели снаряды, освещая всё вок-руг. Жутко было потом идти по местам, которые обстреляли «Катюшами»: чёрные, сгоревшие деревья и дома, обгоревшие тела фашистов. Горела даже земля.

Зимой 1945 года, находясь на территории Восточной Пруссии, Маша Марецкая как обычно работала на узле связи. Начался артиллерийский обстрел. И вдруг связь оборвалась, пошли телефонные звонки: «Что со связью? Почему молчит «Ромашка»? Срочно обеспечьте связь: на линии командование армии». Маша определила обрыв связи, но послать устранить его некого - на пункте она одна. А тут ещё обстрелы усилились. И она решается: набросив фуфайку, выскакивает на мороз и идёт вперёд. Ураганный ветер сбивает с ног. Вскоре она обнаруживает обрыв. Работать в рукавицах неудобно и Маша голыми руками соединяет провода. И всё время, пока шла связь со штабом, держала провода голыми руками. Затем она скручивает провода и возвращается назад. На пункте звонит телефон, но руки так замёрзли, что она не может ими взять трубку. Когда прибежал дежурный, то увидел, что Маша плачет. От боли в руках и радости от выполненного задания.

За проявленное мужество Марецкая Мария Витольдовна была награждена медалью «За боевые заслуги» и орденом «Красной Звезды». А дальше были Кенигсберг, Чехия, Польша. День Победы Мария встретила в Берлине. На стенах фашистского рейхстага есть и её подпись. Всего за годы войны она была удостоенна двух орденов: «Красной Звезды» и «Отечественной Войны», а также трёх медалей: «За Боевые Заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина».

А в мирное время к медалям Марии Витольдовны добавились ещё две: «Медаль за Материнство» 1 и 2 степени. У неё было шесть детей, пятнадцать внуков и десять правнуков.