Если скачет напряжение

Предлагаем пошаговую инструкцию, как действовать потребителю при выходе из строя его бытовой техники в результате скачков напряжения в сети.

За разъяснениями мы обратились в Управление Роспотребнадзора по Курской области. Начальник отдела защиты прав потребителей Ирина Кляцковская пояснила, что перепады напряжения следует расценивать, как предоставление коммунальной услуги по энергоснабжению ненадлежащего качества. Дальнейшие действия регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, установленными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.04.2023).

В соответствии с п.п. 105 – 108 Правил алгоритм действий должен быть такой:

1. Уведомить о факте перепада напряжения в сети аварийно-диспетчерскую службу (АДС) Исполнителя (энергоснабжающей организации) или иную службу, указанную Исполнителем.  

Сделать это можно письменно или устно (в том числе по телефону), но главное – добиться от диспетчера обязательной регистрации. То есть вам должны сообщить, кто принял ваше обращение (фамилия, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано ваше сообщение, и время его регистрации. Номер телефона АДС можно поискать в квитанции на оплату ЖКУ.

В случае если сотруднику АДС известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан сразу сообщить вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

Если причины не известны, то он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

2. Принять участие в проведении проверки. По её окончании составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений.

Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

По окончании проверки составляется Акт проверки в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается этими лицами, 1 экземпляр акта передается потребителю, второй экземпляр остается у Исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

В случае непроведения Исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие Исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, либо председателем товарищества или кооператива, если управление МКД осуществляется товариществом или кооперативом.

3. Если потребитель и Исполнитель договорились о проведении экспертизы, то определяется дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенного эксперта.

В этом случае в Акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашён эксперт и из какой он организации.

Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несёт Исполнитель. Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на её проведение.

4. Если Исполнитель отказывается от выполнения своих обязанностей необходимо обратиться в Государственную жилищную инспекцию Курской области, расположенную по адресу: г. Курск, Красная площадь, д. 6, тел.: 8 (4712) 51-28-31, 8 (4712) 74-70-42.

5. Для возмещения ущерба потребителю также необходимо получить заключение специалиста ремонтно-сервисной мастерской о том, что неисправность бытовой техники произошла по причине значительных перепадов напряжения в электрической сети, о стоимости необходимого ремонта бытовой техники, либо о невозможности проведения такого ремонта. Если ремонту изделия не подлежат, то необходимо обратиться за оценочной экспертизой.

6. Далее следует обратиться с требованием о возмещении ущерба, причинённого оказанием услуги ненадлежащего качества, к Исполнителю, приложив копии документов.
Размер возмещения ущерба будет зависеть от того, возможен ли ремонт или техника непригодна для дальнейшей эксплуатации. Сумма возмещения ущерба будет состоять из стоимости выполнения ремонтных работ по восстановлению бытовой техники или оценочной стоимости с учётом износа на основе экспертного заключения. Кроме того, потребители вправе включить в сумму для возмещения стоимость услуг экспертов и компенсацию морального вреда.

Все заявления составляются в 2 экземплярах, один экземпляр остается у потребителя (на нём должны отметить дату принятия заявления и номер входящего документа). Если заявление отказываются принять, вручить его можно в присутствии двух понятых, либо следует отправить на юридический адрес организации заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (при этом датой подачи заявления считается дата получения письма организацией).

7. В случае отказа в удовлетворении предъявленного требования в добровольном порядке обратиться в суд на основании ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Стоит также отметить, что виновной в данной ситуации может быть не только энергоснабжающая организация, но и, например, организация, обслуживающая общее имущество жилого многоквартирного дома: если причиной ущерба являются поломки в электрических сетях, проходящих от границы ответственности с энергоснабжающей организацией до квартиры (жилого дома) пострадавшего. Кроме того, выход из строя бытовой техники могло спровоцировать и третье лицо (соседи): если их действия привели к сбою в электрической сети дома.