Оплата через QR-коды: для чего внедряют и кому это выгодно?

Продавцы в магазинах всё чаще (и порой весьма настойчиво) предлагают оплатить товары не банковской картой, а по QR-коду. Для чего они это делают, и есть ли в этом подвох для покупателя, выясняла «СН».

Как это работает?

После того, как вы выбрали товар в магазине, подошли к кассе и потянулись за кошельком, продавец может предложить вам сделать оплату по QR-коду. Бывало такое? Когда начинаешь спрашивать: а для чего это, что это значит? Вразумительного ответа добиться сложно. И это настораживает ещё больше. Со стороны всё выглядит, как проявление заботы, – ведь покупателю не надо носить с собой карту или наличные, достаточно просто отсканировать код телефоном и оплатить покупку через мобильное приложения банка.

Далее оплата проходит через Систему быстрых платежей (СБП) – это российская банковская разработка, которая позволяет делать переводы без комиссий. Ключевое слово здесь «переводы», а не покупки, соответственно, бонусы и различные варианты кэшбека на карту для вас будут недоступны. Технически вы осуществляете перевод денег на счёт магазину по СБП, а не покупаете что-то. Поэтому никакой кэшбек ваш банк вам не начислит, поскольку с подобной сделки он не получит комиссию. Она пойдет на счёт СБП.

Напомним, кэшбек за покупки банк начисляет в виде бонусов или баллов, которые можно накапливать, а затем обменивать на товары, подарочные сертификаты, либо даже на рубли (в некоторых банках). Именно кэшбек стал одной из «плюшек» для населения, чтобы оно отказалось от расчётов наличными. Так зачем же теперь отказываться от неё? Только чтобы не обидеть продавца? Но он-то свою выгоду как раз получит.

Почему продавцам это выгодно?

Когда вы платите по QR-коду, продавец экономит деньги. Комиссия банка, обрабатывающего операции, составляет всего 0,4 % – 0,7 % от суммы. А при оплате банковской картой комиссия гораздо выше - от 1 % до 2,5 % от суммы. В случае осуществления продаж в интернете, размер комиссии и вовсе может увеличиваться до 5%. Вот почему продавцам вариант оплаты по QR-коду гораздо выгоднее.

Многие, кстати, понимая это, предлагают покупателям скидку в обмен на оплату новым способом. Например, в одном из парфюмерных магазинов, предлагая оплату через СБП, клиенту дают скидку 2% на всю сумму. При таком раскладе, это может быть выгодно и покупателю. Особенно, если кэшбек от банка у него мизерный.

Есть и «подводные камни»

Помимо отсутствия кэшбека, есть ещё некоторые минусы. Например, если вы используете для покупок кредитку, то должны помнить, что СБП – это перевод, соответственно, за эту операцию банк может снимать повышенные проценты. Как и в случае со снятием наличных с кредитки.

Также есть вероятность нарваться на недобросовестного продавца, который может, воспользовавшись вашей невнимательностью, ввести другую сумму за товар. Ведь при оплате на терминале вы будете видеть только QR-код. Поэтому внимательность крайне важна: смотрите, какую сумму вам покажет приложение банка. Не должно произойти так, что вы нажмёте «Оплатить» и только через несколько часов заметите ошибку в сумме.

А есть ли плюсы?

Плюсы у оплаты по QR-коду, конечно, тоже есть. Во-первых, можно не носить с собой кошелёк вообще, так как карты и наличные в этом случае не нужны. Вы оплачиваете всё через свой смартфон (главное, чтобы интернет работал). Из этого следует ещё один плюс: кошелёк у вас не украдут и деньги с карты никто без вашего ведома не потратит. То же самое касается и интернет-покупок: когда вам предлагается оплатить по QR-коду, у вас нет необходимости вводить данные своей банковской карты, соответственно, эти данные никуда не «утекут» в случае взлома.