Человек из Донецка Подольска

В Курском драмматическом театре имени А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля Донецкого республиканского академического молодёжного театра «Человек из Подольска» по одноимённой пьесе Дмитрия Данилова, лауреата «Золотой маски» именно за этот текст.

Эта пьеса об обычном человеке. Николай, так зовут главного героя, совершенно обычный житель Подольска, работает за копейки редактором в муниципальном листке «Голос ЮАО», живет с мамой, с женой развёлся, девушка тоже бросила. В свободное время играет индастриал в группе «Liquid Mother». Однажды Николая задержали полицейские и привели для оформления в участок. За что? Он сам не понял.

Без Кафки никак, ведь основной нерв фильма повторяет ситуацию «Процесса». Человек арестован. Он не знает за собой никакой вины и искренне пытается выяснить, что натворил, а ему невозмутимо отвечают, что сначала надо провести допрос и тогда выяснится, в чём его обвиняют. Как известно, «Процесс» допускает две противоположные (но не взаимоисключающие) трактовки. Его читают как жуткую метафору тоталитарного государства, в котором априори виновен любой, и как философское исследование экзистенциальной вины, которую можно вменить каждому и с которой в конечном счете покорно смиряется герой. На том же дуализме построен «Человек из Подольска».

Режиссёр рисует нам портрет Николая как «человека без свойств», ведущего пустую и незначительную жизнь, которой он недоволен, хоть и давно сдался в попытках её изменить. Шоковая терапия ареста и допроса должна показать это ему самому и заставить изменить траекторию жизни. Разумеется, чрезвычайно важна форма, в которую заключена эта неуютная и поучительная история, — мрачный и местами невероятно смешной абсурдистский бурлеск. К концу спектакля мы видим, что в Николае начинает просыпаться желание, пусть и пока крохотное, начать жить по-другому, увидеть красоту вокруг — в окне электрички, в склонившихся над водой ивах, в каждом дне, проживаемом нами. Что будет дальше с Николаем – решать зрителям, спектакль оставляет открытым финал, борьба за душу героя ещё не окончена.

Это одни из первых за долгое время гастролей Донецкого театра. Актёры соскучились по вечерним спектаклям, ведь в Донецке действует коммендантский час, поэтому все мероприятия начинаются не позднее трёх часов дня. Они рады встрече с благодарным Курским зрителем, который поистине любит театр, тем более, что пьеса «Человек из Подольска» существенно отличается от привычной нам классики. Острые темы, поднимаемые в спектакле, очень злободневны для всех нас.

Кроме данного спектакля в репертуаре Донецкого театра есть и более лёгкие вещи, как, например, второй спектакль гастрольного тура - «Как боги» - пьеса известного российского писателя и драматурга Юрия Полякова, очень современная история о страсти, измене, предательстве, корыстолюбии, о цене, заплаченной человеком за успех. Спектакль заставляет задуматься о простых, но порой безысходных, как нам кажется, ситуациях, уготованных нам судьбой, задуматься о том, как сделать счастливыми наших близких, как построить отношения с детьми, но, самое главное, как при этом не стать жертвой правильности своего же решения.

Эти два спектакля выбраны для гастрольного тура сразу по ряду причин. Одна из которых — простота декораций. Как рассказывают актёры Донецкого театра, в одной из их постановок, знаменитой пьесе «Гроза» Островского, на сцене находится 4 тонны воды. «Всё по-взрослому!» - шутят они. С неподдельным восторгом рассказывают и о собственной постановке «Левши» по повести Лескова. Но главным своим достоянием коллектив театра считает то, что в их репертуаре есть много спектаклей для подростков. Далеко не все театры охватывают старшеклассников, в итоге многие дети, посещавшие спектакли с родителями в малышковом возрасте, в переходный период теряют связь с театральным миром. Донецкие актёры тщательно заботятся о сохранении приверженности к миру искусства каждого пласта населения.