Неделя блестящих премьер!

В свете последних событий нам всем нужны хорошие новости. А они есть! Дни перед праздником 8 марта выдались богатыми на премьеры спектаклей, что в сложившейся ситуации очень даже неплохо. Вдохновение и эмоции, которые дарят нам актёры, отогревают  наши сердца. Не зря говорят, что красота, любовь и искусство способны спасти мир.

Сначала молодёжный театр Дома знаний «3Д» и режиссёр-постановщик Сергей Малихов порадовали зрителя антиутопией «451 градус по Фаренгейту» по одноимённому роману Рэя Брэдбери. К слову, премьеру посетил губернатор Роман Старовойт и сказал ребятам, что они лучшие.

А уже в субботу Курский драматический театр имени А.С. Пушкина представит публике спектакль-притчу «О людях и мышах» по повести Джона Стейнбека. Над второй постановкой работала заслуженная артистка России Елена Гордеева.

Не так уж часто представительницы прекрасной половины человечества берутся за режиссуру. О том, как трудилась труппа над спектаклем, Елена Викторовна рассказала корреспонденту СН.

Но для начала введём читателя в курс дела и немного расскажем, о чём новая постановка. Действие происходит в США начала XX века, когда Америка была погружена в Великую депрессию. Главный герой Джордж скитается по всей стране в поисках работы. Вместе с ним ездит крепкий, но слабоумный Ленни. С одной стороны, сильный, но беспомощный как ребёнок, друг нужен Джорджу – ведь он хорошо и добросовестно трудится. А с другой - из-за Ленни они часто попадают в неприятные ситуации, и работодатели выгоняют их. При этом у Джорджа есть мечта: накопить денег и купить ранчо, где будет кусок земли, своё хозяйство, найдётся местечко и для нерадивого Ленни. Однажды парни нанимаются на работу к одному богатому фермеру. Но всё оборачивается трагедией…

- Елена Викторовна, насколько мне известно, вначале у вас не было планов поставить спектакль по мотивам этой повести?

- Так и есть. Просто когда началась пандемия коронавируса, театр стал искать новые формы работы со зрителем в интернете. Тогда я и задумала проект «Эскиз спектакля», суть которого состояла в читке пьесы онлайн.

На тот момент обстоятельства сложились ещё и так, что Александр Швачунов начал репетировать постановку «Восемь любящих женщин» с помощью «Зума», поэтому актрисы наши были заняты, а актёры оставались не у дел. Так возникла идея создать «эскиз спектакля» «О людях и мышах», где в основном мужские персонажи.

Чуть позже я поняла – такой материал требует сценического разрешения и, поговорив с руководством, начала репетиции спектакля.

Ребята «загорелись»! Пока шла подготовка, мы перелопатили большое количество литературы, пересмотрели массу художественных и документальных фильмов. Это были исторические книги о том периоде в Америке. Мы также подробно изучили биографию самого Джорджа Стейнбека, который очень ценил русскую литературу. Он восхищался Антоном Чеховым, а прочтение «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского для Стейнбека стало значительным событием в жизни!

- Елена Викторовна, чем эта повесть Джона Стейнбека заинтересовала вас как режиссёра?

- У меня есть «рабочий стол», где лежат произведения, которые я хотела бы поставить. Среди них была и эта вещь. В своё время инсценировка повести «О людях и мышах» была очень популярна и прошла успешно на многих площадках, начиная с мастерской Георгия Товстоногова.

Почему именно она? Меня всегда волнует всё, что касается человека, его выбора и взаимоотношений с Богом и миром. Это драматургические темы и конфликты, которые вечны.

Очень часто «Люди и мыши» Стейнбека сравнивают с пьесой Максима Горького «На дне». И даже критики произведение первого автора называли «Ветхим заветом», а второго – «Новым». То есть, у Стейнбека рассказывается история людей, живущих до встречи с Христом.

Узнав об этом, я начала «копать глубже». Во-первых,  поняла – надо переводить названия местности, внимательнее смотреть на имена и клички персонажей. И тогда повесть заиграла другими красками!

К примеру, герои встречаются в тихом, красивом месте – у реки Солинос, неподалёку от местечка Солидат. Последнее название в переводе звучит как «одиночество», «глушь», «пустынность».

Стейнбек детально описывает одно дерево на той полянке, с которой герои отправляются на ранчо, и отмечает, что его нижние ветви отполированы сидящими на нём людьми до блеска. Стейнбек далее говорит, что это сикомор – разновидность смоковницы. Помните, эпизод из Евангелия, когда Закхей взобрался на самый верх смоковницы, чтобы увидеть Христа?

А здесь все сидят внизу. Опять же, напоминание о ветхом завете. Это история об одиноких людях, которые пока не встретили Бога.

У героев есть либо имена, либо клички, что тоже важно. И если у Джорджа ещё есть и фамилия – Милтон, то у Горбуна ни того, ни другого нет. Потому что имя – это личность. А если оно потеряно… Горбуну не платят на ранчо, он работает за тарелку похлёбки. У этого персонажа даже увечье определённое – из-за горба он согбенный.

А выбор, который стоит перед Джорджем? Убить Ленни самому или отдать на растерзание толпы. Но если сделать первое – то это уже история Каина и Авеля. Ведь Джордж никогда этого не забудет и будет всегда винить себя, каяться в своём грехе. Потому что людям не дано решать, кому жить, а кому нет.

Даже название повести – «О людях и мышах» - это напоминание о стихотворении Роберта Бёрнса «О полевой мыши, гнездо которой было разорено моим плугом». Стейнбек перевёл это произведение. И в нём есть слова о том, что мышь – это пример того, как легко могут рухнуть надежды и даже самые продуманные человеческие планы, что, собственно, и произошло у героев.

- Когда вы приступили к постановке, то предполагали, кто будет играть самую сложную роль – Ленни?

- Так получилось, что у Сергея Репина эта актёрская работа оставалась нереализованной со студенческой скамьи. Можно сказать, персонаж Ленни тоже лежал на «рабочем столе» Сергея.

- А почему вами выбран такой жанр: спектакль-притча?

- Когда я посмотрела, что в себя заключает данное понятие, то выяснила, что это короткий, назидательный рассказ в иносказательной форме с нравственным поучением.

Так и есть. Все люди, которые пришли на ранчо, хотят вернуть себе ту мечту, которую у них отобрали, то есть снова обрести потерянный рай.

С другой стороны, владелец того хозяйства, где трудятся герои, своей американской мечты добился. У него есть рай. А в нём – Адам и Ева: сын Кудряш и его супруга Красуля. Но они несчастны. Потому что их мечты не реализованы. Кудряш грезит о карьере боксёра, а Красуля хочет стать кинозвездой. Но хозяин ранчо вернул их с неба на землю – посадил в четырёх стенах, потому что ему нужны продолжатели дела.

Желая исполнить свою американскую мечту, Адам и Ева погибают. Он – духовно, она – физически.

Когда вы берёте произведение хорошего автора, то взрослеете вместе с ним и отвечаете на многие вопросы, которые до этого были непонятны или не открыты.

А завершить я бы хотела высказыванием, которое нашла в дневниках Джорджа Стейнбека. Он говорит о том, что перед работой писатели в Греции обращались к музе, а он – к Всевышнему с такими словами: «Пусть я буду сильным и мягким, нежным и умным, мудрым и терпимым. Дай мне хоть на минутку, на один малюсенький миг посмотреть на мир всепроникающим взглядом Бога».