Отец Константин: «Молодёжь хочет новаторских идей и творчества!»

Чуть больше года назад в одной из социальных сетей появилась страничка, созданная священником Курского Свято-Троицкого монастыря иереем Константином Аристовым. Как поясняет сам отец Константин, «Громкая тишина» была создана во время первой волны коронавируса и карантина, связанным с ней. Батюшка в это время не видел своей паствы, в которой есть неслышащие люди, поэтому он стал записывать короткие ролики-проповеди для прихожан, сопровождая их сурдопереводом. Самое интересное, что видеопроповеди стали популярны среди слышащих людей.  А ведь православные священники по всей России уже не год и даже не два присутствуют в сети интернет. Достаточно вспомнить известных проповедников: протоиерея Андрея Ткачёва, протоиерея Димитрия Смирнова (к сожалению, ныне покойного) и можно ещё долго перечислять. А нужно ли священникам присутствовать в социальных сетях? И что от этого меняется? Может, это новый способ привлечь в храмы молодёжь? Об этом, а также о многом другом мы поговорили с иереем Константином Аристовым. 

- Отец Константин, как вы считаете, нужно ли православным пастырям присутствовать в интернете?

- Выходить к будущим прихожанам с помощью сети, конечно, надо. Однако, в интернете всё равно не получится полноценного общения. И эту платформу нужно воспринимать как способ привлечения человека в Церковь.

Признаюсь, я крайне не люблю социальные сети, но, на мой взгляд, Церковь должна присутствовать в них и показывать людям, как храмовую жизнь, так и то, что можно делать вне храма. Вы обратили внимание, насколько сейчас популярны интервью с подростками отца Павла Островского из Москвы?

Огромное количество просмотров набирают ролики, где священник просто задаёт юношам и девушкам вопросы или записывает небольшие рассказы об их жизни. Казалось бы, где там миссия? Потому что в этих роликах батюшка говорит с подростками практически наравне. Но если присмотреться, то можно понять, что он не «стирается» сам как пастырь и остаётся на своих христианских позициях. При этом получается так, что данное общение гораздо шире, чем слово священника, сказанное с амвона в храме.

И мы понимаем, что выход в социальные сети позволяет охватить аудиторию, которая, возможно, вообще никогда не ходила в храм.

Но есть при этом и свои минусы. Буквально вчера я в одной из передач слышал, что бесконтрольный просмотр развлекательного контента способен нанести по неокрепшей психике подростка сокрушительный удар. Норма в сутки – не более двух часов. Это уже информация к размышлению для родителей.

- Батюшка, не так давно в «Громкой тишине» вы вышли к родительской аудитории с вопросом, что делать взрослым людям для того, чтобы уберечь детей от влияния пагубных интернет-сообществ на их психику? Так как результаты всего этого иногда катастрофичны и толкают подростков на самоубийства, на совершение других страшных поступков. Получили ли вы ответ на свой вопрос?

- Скорее нет, чем да. Потому что это сложный вопрос. Детские психиатры говорят, что детям до семи лет лучше вообще не знать, что такое смартфон и планшет. Но это же практически невозможно в современном обществе. Кстати, чем меньше экран устройства, тем больший вред он наносит не только неокрепшей психике малыша, но и его зрению.
Не зря же появилось и такое понятие, как «цифровая зрелость», то есть прежде чем завести свою страничку в соцсетях, человек должен духовно окрепнуть, чтобы владеть собой, иначе им будет командовать интернет и тот контент, который он смотрит.

Буквально на днях слышал об одном эксперименте, который доказывал, как гаджеты пагубно влияют на интеллект и мозговую деятельность человека. Взяли несколько групп студентов. У одной смартфоны положили в соседнюю комнату, у другой – гаджеты оставили, но заставили положить их в сумку или карман. А третьей позволили положить телефоны перед собой, но экраном вниз. Всем задали непростые интеллектуальные задачи. И хуже всех с заданием справились те, у кого смартфоны лежали на столе. А лучше всех решили задачи те, у кого гаджеты остались в соседней комнате. То есть, постоянно отвлекаясь на телефоны, думая о них, студенты не сосредоточились на заданиях, а те, у кого гаджеты забрали, успокоились и стали надеяться на собственные силы.

То есть, возвращаясь к теме интернета для детей и молодёжи, хочется сказать словами апостола Павла о том, что не всё полезно из того, что позволено. Надо постараться так, чтобы современные технологии, помогая нам жить, в то же время нами не владели и не вредили при этом.

Когда я только создавал «Громкую тишину», для меня было непривычно проводить столько времени в социальных сетях. А учёными было подсчитано, что подросток «прокручивая» ленту в соцсетях, «наматывает» большим пальцем до 11 километров в сутки! И конечно неплохо, если на этом пути он встретит что-то интересное и главное спасительное для своей души.

- Отец Константин, вы замечали, какого возраста ваши подписчики? Много ли среди них молодёжи?

- Я не ставил перед собой задачу привлечь аудиторию какого-то определённого возраста и специально не занимаюсь мониторингом. Если сказать приблизительно, то нас смотрят и читают люди в возрасте от 30 до 40 лет, в основном женщины. И почему-то среди подписчиков не так много слабослышащих людей. Хотя, я намеренно сопровождаю все ролики жестовой речью, и каждый раз буквально ломаю голову, как сказать, как объяснить что-то на языке жестов.

Может, дело в том, что людям просто интересно – священник, да ещё и что-то там руками машет (смеётся).

- Батюшка, вы не только как священник, но и человек, а также отец троих детей, можете сделать предположение о том, что способно привлечь современную молодёжь в православные храмы?

- Думаю, нужно искать новые формы общения. Ведь молодёжь хочет всё время новаторских идей и творчества. Ведь можно после литургии собраться и под гитару спеть несколько песен, но не о том, о чём поёт современная эстрада, а о Боге, прославить Его. Заметьте, у нас не так много исполнителей, поющих на эту тему – Светлана Копылова, отец Роман, Валерий Малышев. И при этом песни больше для взрослой аудитории. К сожалению, в России почему-то не развито данное направление. Ведь даже в Писании сказано о том, что Бога надо прославлять, играя на струнах, органах, тимпанах (а это, к слову, бубен).

У меня есть интересный пример молодёжной общины в Санкт-Петербурге в храме апостолов Петра и Павла при университете имени Герцена. В этом храме все максимально вовлечены в литургию. То есть, несколько студентов по очереди – прихожане – читают Часы. Молитвы перед и после причастия по одной тоже читают те, кто приходит в храм. Хор стоит позади людей. И прихожане оказываются между священниками и певчими, из-за чего тоже поют. Вот такое вовлечение. И молодые люди и девушки являются непосредственными участниками богослужения и им это нравится. При этом настоятель храма отец Дмитрий Симонов продолжает общение и вне стен храма. Приход ездит в паломнические поездки, смотрит кинофильмы и делится впечатлениями о просмотренном.

Так что примеров разных много. Однако при этом, организуя лагеря, встречи, другие формы общения с молодёжью, важно не забывать и о духовной составляющей, ведь без неё всё превратится в веселье с плясками. Словом, лично у меня на эту тему пока больше вопросов, чем ответов.

- Отец Константин, знаю, что помимо интернет-странички, вы ещё и при Новодворском храме Курского Свято-Троицкого женского монастыря проводите небольшие уроки церковно-славянского языка. То есть, вместе с прихожанами разбираете известные молитвы, объясняете, что в них непонятно. Расскажите об этом.

- У нас небольшая аудитория – около 10 человек. И снова в основном женщины. Лично я против процесса полной русификации богослужений, это не нужно. Но людям иногда требуется объяснить, что обозначает то или иное слово. Сейчас мы взяли утренние молитвы и изучаем их. Люди хотят знать, что обозначает, к примеру, «Соборная и Апостольская Церковь» да и что такое Церковь вообще. Если честно, я был удивлён тем, что на занятия пришли люди, которые уже несколько лет ходят в храм. Так что к новому тянется не только молодёжь.