Пасха – двери райские нам отверзающая!

Уже не дни, а часы остаются до момента, когда все верующие с радостью в сердце воскликнут: «Христос Воскресе!» Пасха – Праздник Праздников и Торжество из Торжеств. Как и многие большие церковные празднества, Пасха богата традициями. О некоторых из них мы и расскажем нашему читателю.

И он сошёл

Это, пожалуй, даже не традиция, а чудо, которое происходит каждый год в Великую Субботу в Израиле – в храме Гроба Господня в Иерусалиме – сошествие Благодатного Огня.

Над храмом Гроба Господня сооружена часовня - Кувуклия. В неё и входит Иерусалимский патриарх, чтобы молиться о сошествии Огня. Кстати, патриарха всенародно разоблачают, то есть снимают церковные одежды и оставляют его в одном длинном белом одеянии, похожем на рубашку, чтобы доказать, что он ничего с собой не несёт для того, чтобы зажечь пламя.

Как рассказывают свидетели, перед сошествием Благодатного Огня купол храма озаряют искры и даже молнии. Бывали случаи, когда Огонь сходил не в Кувуклии, а в виде молнии исходил из колонны храма, зажигая при этом пучки свечей, которые приготовили верующие.

Каждый год по телевидению и в интернете проводят прямую трансляцию схождения Огня. Ведётся она примерно с 12.00 и до 16.00.

Есть ещё одно чудо, связанное с Огнём – в первые минуты он не обжигает, и верующие умываются им. Как только Благодатный Огонь сходит, части его разбирают и в специальных лампадах развозят по странам мира. Прибывает он и в Россию. В Курске верующие тоже могут попросить частичку Благодатного Огня – в Знаменском соборе на Светлой седмице, то есть в последующую неделю после Христова Воскресения.

С радостью друг друга обнимем!

«Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твёрдость и непоколебимость нашего упования и надежды. С этим пасхальным приветствием соединён и обычай троекратного целования. Это древнее, идущее ещё от времён апостольских, знамение примирения и любви.

Это особое пасхальное приветствие называется христосованием. В первый раз верующие «христосуются» в конце утрени (то есть, богослужения, совершаемого ночью), после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением». Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.

Помимо пасхального приветствия, перед праздничной трапезой трижды поют тропарь Пасхи: «Христос Воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Благословляется пища сия…

Ещё одной традицией, связанной с Пасхой, является освящение куличей, крашеных яиц и «брашна», то есть, мяса. Сам собой возникает вопрос, когда освящать Пасхальную снедь? В субботу днём или в ночь с субботы на воскресение? На самом деле, это не важно. В любом случае пища праздничная будет благословлена.

Правда, в ночь с субботы на воскресение вместе с куличами освящают Артос – или просфору всецелую. В переводе с греческого это название «Артос» звучит как «квасной хлеб». Правда, Артос больше похож на большой кулич, но только без украшения глазурью. На верху просфоры всецелой изображён Воскресший Иисус Христос. Артос – это святой хлеб, который всю светлую седмицу (то есть, неделю после Светлого Христова воскресенья) находится в алтаре на самом почётном месте - на специальном столике перед открытыми Царскими вратами.

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознёсся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своём Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и оставляли на этом месте хлеб. Не случайно Христа называют «Хлебом Жизни».

Каждый день, после Литургии, всю Светлую седмицу, с Артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Ну а в светлую субботу (первую субботу после Пасхи), опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

Артос раздают верующим и они целый год хранят частички просфоры всецелой дома - на полочке среди икон и потребляют его, натощак, когда ухудшается физическое здоровье.

И звучит пасхальный трезвон!

Радость, которая переполняет души верующих, настолько велика, что ею хочется поделиться со всем миром, сообщить о ней абсолютно всем! С одним из способов передачи этой радости связана ещё одна пасхальная традиция – звонить в колокола.

На Светлой седмице храмы пускают всех желающих на свои колокольни, и пасхальный трезвон раздаётся вне зависимости от того, идёт ли служба или нет. Кстати, традиция эта появилась не так уж и давно – в XVIII веке. И просуществовала до 1918 года, когда после революции храмы начали массово разрушать.

Именно на Пасху колокольное звучание меняется: мерный великопостный звон уступает место радостному и бойкому – праздничному.

Не превращаем праздник в тризну

Традиция посещать на Пасху могилы родных зародилась в советские времена. Практически все храмы были разрушены, а в уцелевших церквях за посетителями богослужений строго следили. Но душа всё равно искала праздника. Вот и стали люди посещать могилы усопших родных, словно напоминая себе о том, что после Христова Воскресения смерть побеждена и после завершения земного пути они встретятся с теми, кого любили и кого потеряли здесь, на земле.

Православные священники говорят о том, что посещение погоста в Светлое Христово Воскресение нежелательно, ведь для этого Церковь определила особый день поминовения усопших – Радоницу (в этом году она будет 11 мая).

Однако если есть потребность посетить могилы родных, сделать это можно – только без вкушения пищи и особенно алкоголя на кладбище. Как сказал один из священников, такое празднование на некрополе напоминает тризну – языческий пир на могиле усопшего.