Инклюзивная практика Ушаковской СОШ

С каждым годом всё актуальнее становится тема инклюзивного образования и доступной среды. В России даже появился фестиваль инклюзивных практик среди школ и детских садов. В Курском районе тоже есть достойный пример подобного образования.

- Это вы удачно заехали. У нас как раз перерыв между занятиями, - замечает педагог-психолог Ушаковской СОШ Татьяна Владимировна Леонова (на снимке справа).

Около 12 лет назад Татьяна Владимировна пришла работать в общеобразовательное учреждение психологом и со временем, что называется, прикипела. Теперь при Ушаковской СОШ создана и благополучно работает целая психолого-логопедическая служба, а также консультативный пункт, причём не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в школе и проживают в Камышинском сельсовете.

- Консультируем всех: учеников, учителей, родителей, мам и пап будущих первоклассников, - поясняет педагог-психолог.

К слову, помимо Татьяны Владимировны в службе трудится её коллега - учитель-логопед Олеся Ивановна Еськова (на снимке слева). Сформирован при пункте и службе психолого-педагогический консилиум школы под председательством Раисы Михайловны Череповской.

Как рассказали сотрудники психолого-логопедической службы, на сегодняшний день в Ушаковской СОШ существуют три инклюзивных класса (2, 3 и 9), то есть те, в которых вместе с обычными обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

- В этом году наши девятиклассники из подобного класса будут вместе со всеми сдавать ГИА, - подчеркнула Татьяна Владимировна.

Кроме того, в школе имеются также четыре коррекционных класса, где учатся мальчики и девочки с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития. В общей сложности, в Ушаковской СОШ обучаются 16 особенных ребятишек, а трое деток имеют статус инвалида.

Психолого-логопедическая служба проводит как диагностическую работу, то есть наблюдает в течение всего учебного года за развитием таких учеников и проводит диагностику в начале и в конце года, так и коррекционно-развивающую, то есть занимается с ребятами по специально разработанной для каждого ребёнка адаптивной программе.

- У мальчишек и девчонок, которые обучаются в обычных классах по принципу инклюзивного образования, немного другое расписание, в которое включены дополнительные занятия, - пояснила учитель-логопед  Олеся Еськова. – У ребят же из коррекционных классов перестроена вся программа, и даже другие учебники. И у педагогов к таким детям иной подход, к примеру, они используют больше наглядного материала (особенно это касается начальной школы), больше подвижных занятий и так далее. В случае с учениками, находящимися в инклюзивных классах, большое внимание уделяется групповой работе, для того, чтобы не выделять таких детишек и включать их в коллектив. Они не должны чувствовать себя обделёнными в плане внимания.

На вопрос о том, как родители узнают о работе службы, Татьяна Владимировна отвечает, что они с коллегой педагогом-логопедом часто выступают на родительских собраниях и разместили объявление о психолого-педагогическом пункте на сайте школы.

Как уже было сказано выше, педагог-психолог работает не только с детьми с особенностями развития, но и со всеми учениками СОШ в общем.

- К примеру, сейчас наступает период, когда нашим старшеклассникам понадобится психолого-педагогическая поддержка перед сдачей экзаменов, - поясняет Татьяна Леонова. – Проводим тренинги и занятия, которые помогают снять стресс в этот период. Также работаем с десятиклассниками, ведь после 9 класса и ухода части детей в колледжи формируют новые классы, а это тоже стрессовая ситуация, так как новый коллектив получается. Нужна психологическая помощь ребятишкам и после перехода в пятый класс после начальной школы.

Также служба осуществляет работу с проблемными подростками.

- Педагог-психолог у нас квалифицированный, с высшей категорией, - подчёркивает заместитель директора по воспитательной работе Оксана Валерьевна Беляева. – В 2016 году Татьяна Владимировна была призёром областного конкурса.

Поговорили мы со специалистами и о том, почему с каждым годом «сложных» ребятишек становится всё больше, и какие факторы влияют на это. 

- Дети сейчас очень мало читают, - поясняет Татьяна Владимировна. – Кроме того, они не умеют пересказывать, то есть у ребятишек не развита речь. В этом есть и родительская вина. Очень мало современные мамы и папы общаются со своими чадами.

- А надо с рождения малышу рассказывать стихи, читать сказки, показывать предметы на картинках и называть их, - подключается к разговору логопед Олеся Еськова. - Благодаря всему этому, у ребёночка развивается связная речь и к трём годам он уже предложениями разговаривает. Многие родители не обращают внимания на то, что малыш плохо говорит, и не обращаются к специалистам. А тревогу бить надо. Так как есть нарушения, которые с лёгкостью корректируются в раннем возрасте, но если ситуацию запустить, справляться с проблемами, когда ребёнок подрастёт, будет сложнее.

Не исключают специалисты и влияние на развитие детей экологических проблем, а также того, как протекала беременность и роды. Пагубное влияние оказывает и технический прогресс. Компьютеры, телефоны, планшеты, помимо того, что удобны в работе и облегчают жизнь, вместе с тем также отнимают много драгоценного времени, отвлекают от важных дел.

- Что бы вы посоветовали современным мамам и папам? – не унимаюсь я.

- Уделяйте больше времени своим детям, - отметила Татьяна Леонова. – Понимаю, что много дел и работы. Но возьмите себе за правило – час-полтора в день уделять детям. Разговаривайте с ними, читайте книги, гуляйте и беседуйте о том, что видите вокруг. Родителям подростков советую сохранить доверие между ними и ребёнком. Во время экзаменов – не нагнетать обстановку. Создайте в семье атмосферу доброжелательности.

- Больше интересуйтесь жизнью своих детей. Чаще задавайте вопросы: «Как твои дела?», «Как в школе?», «Как с друзьями?», - добавляет Олеся Еськова. – Общайтесь. И в то же время контролируйте учебный процесс. Если что-то не понимает ребёнок, сядьте и разберитесь вместе. Он увидит вашу заинтересованность и поддержку. Предложите хорошую альтернативу телефону: интересное дело, увлечение. Сходите вместе в кино, да даже пельменей всей семьёй налепите! Займите своего ребёнка!

Учитель математики, информатики и физики Екатерина Павловна Чернышёва уже во второй раз является классным руководителем коррекционного класса. Для того чтобы работать с детьми с особенностями развития, Екатерина Павловна прошла специальные курсы по переподготовке, связанные с инклюзивным образованием. К слову, педагог в дальнейшем планирует пройти магистратуру на дефектологическом факультете КГУ, то есть стать профессиональным коррекционным педагогом.

- Я искренне радуюсь за своих первых выпускниц, - констатирует Екатерина Чернышёва - Они получили профессию: первая стала ландшафтным дизайнером, а вторая - швеёй, одна из девочек уже создала семью и недавно родила малыша.

В новом классе Екатерины Павловны сейчас также два ученика. Малочисленность тоже является рекомендацией. В подобных классах разрешается до 8 учеников.

- В моём классе обучаются дети, которые получают образование по адаптированной программе, -  рассказывает педагог. – У нас не только другие учебники, но и даже иной перечень предметов. К примеру, много внимания уделяется трудовому обучению. Есть и такой предмет, как «Основы социальной жизни», на котором мы учимся, как выбирать продукты в магазине,  как добраться до определённого места, используя навигатор, как накрыть стол, пришить пуговицу и так далее.

Екатерина Павловна поясняет, что окончив 9 класс, её ученики получают не аттестат, а свидетельство об образовании. Кстати, с 8 класса таких ребят тестируют и ведут с ними работу по профориентации. Ведь после 9 класса они могут пойти учиться в колледж (а в Курской области некоторые из подобных учебных заведений проводят набор старшеклассников не с аттестатами, а со свидетельствами) и получить профессию повара, маляра-штукатура, швеи и других. К слову, наличие данного свидетельства допускает его обладателя до обучения вождению и не препятствует прохождению службы в армии.

Педагог также особо отметила, что утверждение, будто такие особенные ребята - выходцы преимущественно из неблагополучных семей, является заблуждением. Все ученики Екатерины Павловны воспитывались и воспитываются в благополучных семьях.

- Поработав с классами коррекции не один год, я пришла к выводу, что эти ребятишки намного добрее, в них меньше амбициозности и больше отзывчивости, - отмечает Екатерина Чернышёва, - Они меня саму и воспитывают, и многому учат.