Ради Него – Распятого и Воскресшего!

Святые отцы сравнивали Великий пост с парящей птицей, одно из крыльев которой – это подвиг телесный, то есть воздержание в пище, а второе – духовный, то есть молитва и искреннее покаяние. Но как часто, зацикливаясь на одной из сторон святой Четыредесятницы, мы забываем о том, что пост – это не диета и не голодовка, а путь к великому событию в церковном году – празднику Воскресения Христова. О том, в чём состоит суть поста по учению церкви, и будет наша статья.

Сжигает грехи, а не килограммы

Увы, большинство россиян, зацикливаясь на гастрономической составляющей поста, воспринимает его как хороший способ похудеть, ведь скоро весна… При этом совершенно забывают о том, что Великая Четыредесятница – это время, когда нужно сжигать грехи, а не килограммы. Пост – это особое время покаяния, молитвы и милосердия к ближнему.

Неслучайно же православная церковь готовит верующих к Великому посту за три недели до него, посвящая каждую седмицу притчам Иисуса Христа. И в третью неделю читается повествование о Страшном суде, когда все мы предстанем перед Богом, но кто-то по левую сторону, а кто-то – по правую. И тем, которые слева, Он скажет: «Когда Я жаждал, вы не напоили Меня, когда Я был голоден, не накормили… Когда Я был в темнице или лечебнице, вы не посетили Меня…». На вопрос людей, когда же такое было, в ответ звучат очень важные слова: «То, что вы не сделали для ближнего своего, вы не сделали для Меня».

Вот уж воистину – «вера без дел мертва!». Если есть опасения, что, подав нищему, позволите обогатиться «нищенской мафии» или подтолкнёте человека к тому, что он потратит ваше подаяние на спиртное, купите ему хлеба, других продуктов. В наше время существует много обществ, фондов, которые помогают бедным и малоимущим. И не обязательно пересылать туда деньги, можно собрать и отнести одежду или обувь, приобрести необходимые лекарства.

О сути поста говорится и в целом ряде церковных песнопений. Ярким примером является стихира, которая поётся в понедельник на первой седмице:

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления».

Итак, вот что такое истинный пост: не отказ только от скоромной пищи, но прежде всего — «злых отчуждение», то есть отчуждение себя, своей души от всякого зла. А далее в стихире идет яркое и понятное перечисление — от каких именно видов зла.

Есть ещё один важный момент. Соблюдая телесный пост, главное не переусердствовать. Ведь иногда бывает так, что у людей, к примеру, тяжёлая работа, и они физически не могут обходиться без скоромной пищи, или здоровье не позволяет. В подобном случае можно попытаться ограничить себя в привычных страстях. Например, не курить или не пить алкоголь. То же самое можно сказать и о столь популярных в наше время соцсетях. Это касается азартных, а также компьютерных игр, просмотра развлекательных шоу и бесконечных сериалов. Кстати, забыв на сорок восемь дней о страстях, мы обретаем надежду на полное их искоренение.

«И не осуждати брата моего…»

Подкреплением постящимся верующим служат молитвы и каноны, читаемые в Великую Четыредесятницу. И в первую очередь это молитва святого Ефрема Сирина, которая произносится во всех православных храмах дважды в день и сопровождается земными поклонами. Дома верующие возносят эту молитву каждый день утром и вечером, кроме субботы и воскресенья. Также, молитву Ефрема Сирина не читают в первые три дня Страстной, то есть заключительной недели перед Пасхой.

В переводе с церковнославянского языка она звучит примерно так: «Господь и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, уныния, превосходства над другими и пустословия. А даруй мне, рабу твоему, дух целомудрия, смирения, терпения и любви. О Господи, дай мне видеть свои грехопадения и не осуждать брата моего, ибо ты прославлен до скончания веков».

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место в великопостном богослужении? Потому что, во-первых, в ней перечисляются основные грехи, которым, пожалуй, подвержен каждый из нас: безделие, уныние, осуждение ближнего. А во-вторых, даётся список добродетелей, которые мы с Божьей помощью должны культивировать в своей душе: целомудрие, смирение, терпение и, наконец, любовь.

«Душе моя, восстани, что спиши?»

Во время Великого поста перестраивается весь порядок церковного богослужения, и основную часть службы составляет чтение Псалтири (книга Ветхого завета, состоящая из 150 песен, или псалмов), которая в течение каждой недели прочитывается дважды. За 40 дней поста полностью прочитывается Евангелие, которое возвращает нас к событиям, произошедшим с Иисусом Христом.

На первой неделе Четыредесятницы, с понедельника по четверг, на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Это очень возвышенное и духовное произведение. Автор в нём обращается к своей душе, которая не желает бодрствовать: «Душе моя, восстань, что же ты спишь? Конец приближается…Да пощадит тебя Христос Бог, всё собою наполняющий…».

Когда читается канон, верующие стоят на коленях, искренне сокрушаясь о своих грехах, одновременно осознавая собственную ничтожность перед Богом. Он состоит из четырёх частей, причём каждая из них читается в свой день – от понедельника до четверга, а в середине Великого поста (в четверг пятой недели) прочитывается полностью ещё раз. Вместе с ним в этот день читается житие Марии Египетской, из-за чего службу называют «Мариино стояние».

Мария Египетская была блудницей, и однажды на праздник Воздвижения креста Господня она решила зайти в храм, но неведомая сила не позволила ей сделать даже шаг. Мария стала искренне молиться Богородице, после чего смогла войти. Так произошла в жизни этой женщины встреча с Богом, которая перевернула всю её душу и изменила образ жизни. После этого Мария Египетская удалилась в пустыню, где постилась, каялась, оплакивая свои прежние грехи, и молилась. Она жила в пустыне много лет до самой смерти и достигла святости. Житие Марии Египетской даёт верующим надежду, что, как бы мы ни были грешны, если искренне покаемся, Господь с радостью примет нас.

«Очисти нас, Господи»

По сложившейся традиции в дни Великого поста верующие располагают возможностью стать участниками таинства соборования, или елеосвящения.

Является большим заблуждением то, что соборование совершается только перед смертью. Обычно таинство елеосвящения совершается над больными, когда несколько священников (до 7) семь раз читают отрывки из апостольских посланий и Евангелия и столько же раз помазывают присутствующих освящённым маслом. Многие в Великий пост прибегают к таинству соборования, потому что понимают: недуг тела – следствие греха, который является неким симптомом болезни души. Таинство елеопомазания помогает человеку избавиться от давно забытых прегрешений.

За родителей… И не только

Во время будних дней Великого поста  обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника. Следовательно, и главное литургическое поминовение усопших тоже происходит реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них, церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста (27 марта, 3 апреля, 10 апреля). Такие субботы принято называть Родительскими.

Всего в году 7 родительских суббот: Мясопустная (за неделю до Великого поста), суббота 2, 3, 4 седмицы Великого поста, Радоница (11 мая), 9 мая – Поминовение усопших воинов, Троицкая (19 июня) и Дмитриевская (6 ноября). Две из них Вселенские – Мясопустная  и Троицкая. Названы они так потому, что в эти дни Церковь молитвенно поминает вообще всех крещёных христиан. В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

«Кресту Твоему

поклоняемся, Владыко»

Серединой Великого поста считается четвёртая седмица (с 5 по 1 апреля), которая носит название Крестопоклонной. До Христова Воскресения ещё половина пути, а Церковь, желая напомнить прихожанам о страданиях Христа, а также укрепить постящихся и воодушевить их продолжать подвиг, выносит на середину храма крест, которому поклоняются все верующие.

В этот период Господь словно говорит верующим: «Крепимся, мои дорогие, смиряемся, осталось совсем немного». Ведь для того, чтобы в полной мере насладиться Пасхой Христовой, мы должны понять, что свой постный подвиг совершаем ради Него – Распятого и Воскресшего!

Подготовила Надежда Глазкова, фото с сайта Курского Свято-Троицкого женского монастыря