Беда и счастье «Хорошенькой»

На этих выходных свой профессиональный праздник отметят служители Мельпомены. Ведь 27 марта в календаре значится как Международный День театра. А что является праздником для актёра? Конечно же, новая работа. И чем она сложнее – тем лучше. Профессиональный праздник актёры Курского драматического театра имени А.С. Пушкина встречают в трудах над постановкой «Хорошенькая» по пьесе Сергея Найдёнова, премьера которой состоится 24 апреля. Артисты драмтеатра и режиссёр-постановщик спектакля Виктория Доценко (г. Москва) решили немного рассказать о новой работе и приоткрыть тайну «Хорошенькой».

Итак, по жанру новый спектакль уже заявлен в афише как «(не) роман в двух действиях». И неудивительно, ведь события в пьесе Сергея Найдёнова происходят на курорте или «на водах» (как это было принято называть санатории 100 лет назад). На отдых из маленького уездного городка приезжают Орловы – Егор Егорович и его молодая жена Саша. Александра хороша собой и на неё заглядываются мужчины, приехавшие на отдых. Супруг Саши недоволен тем, что его жене уделяется столько мужского внимания. Зато Александра весела, довольна и счастлива, ведь её дома считают дурной. «А я не дурная, мне только жизни и любви хочется», - как-то однажды замечает женщина. Понятно, что любви Саша ждёт не от мужа. А от кого? Претендентов множество! В чём беда и счастье «Хорошенькой»?

 

Виктория Лукьянова, исполнительница главной роли Александры:

- Пьеса «Хорошенькая» очень актуальна для нашего времени! Сколько сейчас таких девочек, приезжающих в большие города со светлыми мечтами и надеждами. В итоге бедняжки попадают не в те руки, сталкиваются с реальностью и жестоко разочаровываются в жизни. Здесь то же самое – наивная, светлая девочка, попавшая не в ту ситуацию, которую себе представляла. Александра хотела любви – искренней, настоящей, о которой читала в романах и которую идеализировала. И при этом мы видим, что замужество её разочаровало. Супруга она не любит. Брак стал для неё клеткой. Мечты уносили её далеко от супруга.

И в данной ситуации Саша – это мотылёк, который, увы, летит к огню и не понимает, что это на самом деле её убьёт. Безусловно, Александра жертва, потому что нечестные люди откровенно воспользовались её наивностью. Ведь Саша никогда в своей жизни не видела той подлости, предательства, грязи – всего того, что с ней происходит на этом курорте.

В пьесе также представлены разные типажи мужчин. К примеру, один ищет себя и при этом, проходя свой путь, губит девушек. Другой, наоборот, пытается быть хорошим, добродетельным, но на самом деле это всего лишь прикрытие его пороков. Александра попадает в данное общество и её затягивает в этот омут, в это болото, из которого на самом деле немного выходов. Либо прощение мужа (и его безусловная любовь при этом), или гибель – полное растление. Ведь, по сути, Саша побывала в мясорубке, и возродит её только чистая любовь. Но поймёт ли она, что муж её любит именно такой любовью… Об этом зрители узнают, посмотрев наш спектакль.

Максим Карпович, исполнитель роли Егора Орлова – мужа Саши:

- Вообще, знание человеческих отношений должно либо быть дано от природы, либо это надо где-то почерпнуть – почитать книги, пообщаться с мудрыми людьми. Возможно, Егор Орлов жил и рос в жёсткой среде и не видел примера романтических отношений в семье, и поговорить ему об этом тоже было не с кем. Нужно ещё сделать скидку на время. Ведь тема отношений между мужчинами и женщинами, особенно в браке, сто лет назад рассматривалась совершенно по-иному, чем сейчас. Тогда ещё не было равноправия, оно только зарождалось.

Поэтому, Орлов в силу своего воспитания, в силу традиций, просто не знает, что делать с Сашей. Он решил – в семье принято так – и ведёт себя соответствующе. И даже если у него есть какие-то чувства, он не решается их проявить, потому что он из маленького городка, где выходить за рамки, в которые ты себя вогнал, просто не принято. Орлов очень «зажатый» и консервативный человек. Да, он умный, но не мудрый по отношению к своей супруге, поэтому и происходят данные события в пьесе.

Прощение Орловым Александры – это результат, к которому мы должны прийти по задумке режиссёра-постановщика. Что же касается лично меня, то за всю свою жизнь я видел только одного взрослого, сложившегося человека, который изменился кардинально. И я считаю, что это возможно только в двух случаях: наличие огромного страха перед будущим, либо загнанность в угол.

Всё же считаю, что Егор Орлов любит Александру. Судя, по пьесе, он прощает Сашу. Ведь желание вытащить её из той ямы, в которую она провалилась, говорит о том, что Александра ему далеко не безразлична!

Сергей Репин, исполнитель роли Крамера, богатого помещика, который соблазнил и какой-то  период содержал Александру:

- Вообще, для меня лично работа над этой ролью началась с интересной истории. В листе, где было распределение ролей, секретарь опечаталась и вместо «помещик» напротив Крамера написала «помощник». Я ещё подумал: «Ну, всё! Выйду пару раз, чемоданы вынесу, скажу: «Кушать подано!» и уйду». Прихожу на первую читку, и мне дают не пару листочков, как я полагал, а целый фолиант! Был сильно удивлён.

Работа интересная просто уже из-за того, что мне очень редко доводилось играть подлецов. Да, Крамер единственный, кто пытается спасти Александру: даёт ей на жизнь деньги, снимает в гостинице номер, чтобы она не осталась на улице, и вызывает мужа, чтобы тот её забрал. Но он охотник, который стережёт Сашу с самого начала. Ведь, по сути, курорт – это охота мужчин на женщин и наоборот. Крамер благими намерениями выкладывает Александре дорогу в ад. С другой стороны, если бы не он – Саша досталась бы многим, а так – она досталась ему.

Каким, на мой взгляд, должен быть финал? Я, пожалуй, за открытый. Пусть каждый в зрительном зале решит для себя, что дальше будет с Сашей. Простит ли её муж? Поймёт ли она, что возвращение к супругу – это спасение? И так далее.

Виктория Доценко, режиссёр-постановщик (г. Москва):

- Вытащить из этой пьесы историю, актуальную для нашего времени – это большая работа. Мной была поставлена цель – рассказать с помощью этого спектакля о браке, как о почве для трагедии. То есть, если он не задался, то человек может сорваться в пропасть. И я считаю, что эта проблема – нахождения взаимопонимания между супругами - актуальна для нашего времени. Ведь не секрет, что разводов сейчас много и от этого страдают очень многие. Слышать друг друга в браке – вот, пожалуй, тема, которую мы пытаемся вытащить из этой истории. И это несмотря на то, что произведение написано сто лет назад, когда была совсем иная социальная ситуация и у женщины не было никаких прав и, по сути, она не умела жить самостоятельно.

Ведь, чтобы стать хорошими мужем и женой, настоящими союзниками друг другу, не нужно подавление одного другим, необходима работа над отношениями. И поступок Александры - это побег от супруга потому, что прежний патриархальный вариант семьи уже изжил себя и не подходит. Саша хочет, чтобы супруг и мужчины, которых она встретила на курорте, увидели в ней человека, личность. А что встречает? Отношение к ней как к телу. В принципе, такая проблема актуальна и для нашего времени. Мы пытаемся подвести к тому, что Орлов всё-таки это в итоге понимает и ищет возможность вести диалог с Сашей.

Тут ещё и история прощения. Тогда возникает новая тема – о том, что люди всё-таки могут поменяться, и Саша, и муж. Ведь они прошли через ад и поняли, что жить в этом не хотят. Часто в таких пограничных ситуациях люди меняются. Иногда такое просто нужно пройти, чтобы отношения возродились на новом уровне. Словом, мы работаем в этом направлении. А получится это или нет – судить зрителю.

Напоминаем, премьера состоится 24 апреля.