Пасха, соединяющая небо и землю!

Семь дней остаётся до самого главного праздника в церковном году — Христова Воскресения или Пасхи. Однако, этому празднику предшествует самая строгая неделя Великого поста, названная в честь страданий Христа Страстной. О том, как провести эту седмицу, посвящённую последним семи дням земной жизни Христа, и достойно встретить весть о Его Воскресении, мы и расскажем нашим читателям.

ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК И СРЕДА

Святитель Иустин (Полянский) призывал верующих в течении Страстной недели идти вместе со Христом, «сораспяться» с Ним, «умереть» для житейских радостей ради того, чтобы в Светлое Воскресенье «ожить» с Ним. Как это сделать?

Во-первых, посещать богослужения. Правда, в сложившихся обстоятельствах делать это довольно проблематично, однако, возможно, благодаря развитым технологиям нашего времени. Можно смотреть прямые трансляции богослужений на телеканале «Спас», также некоторые храмы в Курске проводят онлайн трансляции служб в интернете. К примеру, храм Святых Царственных Страстотерпцев (ссылка на страничку храма в социальной сети Вконтакте https://vk.com/chebanov_oleg).

Во-вторых, можно каждый день читать отрывки из Евангелия, посвящённые последним земным дням Иисуса Христа.

Кстати, в каждый из дней Страстной недели на церковных службах вспоминают определённые библейские события. Так, в Великий Понедельник на богослужении вспоминают сюжет из Ветхого завета о Патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также проклятие Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует не раскаявшуюся в своих грехах душу.

В этот день из года в год Патриарх Московский и всея Руси начинает чин мироварения. Миро — это особое освящённое ароматическое масло, сваренное из смеси 50 различных масел, трав и душистых смол, предназначенное для помазания во время крещения. Особое масло готовится три дня только в одном месте — малом соборе Донского монастыря в Москве. В Великий Четверг миро освящают и рассылают по всей России — по епархиям и монастырям Русской православной церкви.

В Великий Вторник на богослужениях вспоминают о том, как Христос говорил с людьми в Иерусалимском храме, обличая книжников и фарисеев, исполняющих внешние обряды и не имеющих истинной веры. Также в этот день вспоминают притчи о дани кесарю, воскресении мертвых и Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Согласно Библейскому повествованию, в Великую Среду Иуда Искариот решил предать Христа за 30 серебреников. В этот день во время богослужения вспоминают грешницу, которая омыла ноги Спасителя и помазала их миром. В храме в последний раз верующие совершают земные поклоны. Считается, что Господь искупил грехи людей, и после Великой Среды земные поклоны во время литургии отменяются до Троицы. В этот день верующие стараются исповедаться.

ВЕЛИКИЙ (ЧИСТЫЙ) ЧЕТВЕРГ

В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю — последнюю трапезу Христа с учениками. Это событие в земной жизни Христа описано во всех четырёх Евангелиях, к тому же, оно вдохновило множество известных художников и поэтов на создание шедевров. И это не случайно. Ведь именно во время Тайной вечери Спасителем было установлено Таинство причащения, занимающего главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).

Кстати, считается, что трапеза эта состоялась накануне еврейской пасхи, называемой «песах», что в переводе означает «обходить, миновать». Этот праздник был посвящён ветхозаветному событию - исходу евреев из Египта, где они были рабами. В песах было принято приносить в жертву ягнёнка.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл и принёс в жертву Себя. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем
христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии (причастия).

В Великий Четверг верующие стараются причаститься, но прежде очистить душу с помощью исповеди от грехов. Именно поэтому (а не потому, что надо совершать уборку в домах) Четверг называют ещё и чистым.

Есть ещё несколько церковных событий, связанных с этим днём. Перед Тайной вечерей — в знак смирения и любви - Христос омыл ноги своим ученикам. В память об этом после литургии (утренней службы) все архиереи, руководящие епархиями, омывают ноги священникам. То же самое в стлице совершает и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Вечером Великого Четверга в храмах служится одна из самых длинных служб в году, на которой читается 12 частей из четырёх Евангелий. Пришедшие в храм верующие, стоят на этой службе с зажжёнными свечами. После богослужения они несут этот огонёк домой.

После Тайной Вечери Иисус Христос, пока его утомлённые ученики спали, молился в Гефсиманском саду, там же Он был взят под стражу и начался Его путь на Голгофу.

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

В этот день в Иерусалиме ежегодно совершается крестный ход, который называется «Дорогой скорби» или «Ведала росса». Около полудня Патриарх Иерусалимской православной церкви возлагает на себя большой деревянный крест и несёт его от того места, где предположительно была притория (место заключения) Христа до Храма Гроба Господня (сейчас это целый храмовый комплекс, включающий в себя и скалу Голгофу — место казни Спасителя). Расстояние от притории до Голгофы — чуть более 1000 шагов. Проходя этот путь, Патриарх совершает 14 остановок — именно столько раз останавливался со Своей ношей и Спаситель.

В крестном ходе идут тысячи верующих христиан разных конфессий. Многие несут заранее заготовленные кресты, некоторые подходят к Патриарху и помогают ему.

После полудня Страстной Пятницы Христос умер. Примерно в два часа дня во всех православных храмах выносят Плащаницу — плат, на котором вышит или изображён лежащий во гробе Иисус Христос. Плащаницу выносят из алтаря, кладут на центральное место в храме, украшенное цветами и все верующие благоговейно прикладываются к ней.

После выноса плащаницы в храме читается Кондак «Плач Пресвятой Богородицы». Это очень трогательное произведение Преподобного Романа Сладкопевца. Кондак передаёт скорбь Пресвятой Девы, оплакивающей Своего Сына и Бога. По уставу в этот день постящимся назначено полное воздержание от пищи.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

После снятия с креста Иисус был оплакан учениками и Божией Матерью и положен в выдолбленную в скале пещеру — Гроб Господень. Со временем над пещерой построили часовню — кувуклию, а над ней — Храм Гроба Господня. Каждый год в Великую Субботу в этом храме происходит настоящее чудо, свидетелями которого являются тысячи христиан со всего мира — схождение Благодатного огня.

И каждая паломническая группа по-своему молится о том, чтобы огонь сошёл. К примеру, христиане-арабы громко поют и бьют в барабаны.

Патриарх Иерусалимский обходит Кувуклию крестным ходом, после чего с него снимают верхнее священническое облачение и он остаётся в длинной белой рубахе вроде рясы. Это древняя традиция, таким образом Патриарх доказывает народу, что при нём нет огнива, спичек или зажигалки. Взяв пучки свечей, патриарх заходит в кувуклию, которую тщательно закрывают. Дальше он молится. Храм озаряют молниеобразные вспышки, после чего открывается дверь и Патриарх Иерусалимский подаёт людям пучки зажжённых свечей.

Благодатный огонь является чудом ещё и потому, что в первые минуты не обжигает: верующие долго держат над ним руки, словно умывают им лица.

В связи с пандемией коронавируса, Иерусалим опустел, а храм Гроба Господня был закрыт. Но в Великую Субботу его отворят — для того, чтобы благодатный огонь сошёл и в этом году. Самолётами чудесная святыня будет доставлена во все страны, где исповедуют христианство, в том числе и Россию.

В этот день православные священники меняют чёрные облачения на белые, а во дворах храмов освящают пасхальную снедь: ароматные куличи, творожные пасхи, крашеные яйца и даже мясные продукты.

Как пояснил руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Курской епархии протоиерей Сергий Клинцов, несмотря на угрозу распространения коронавируса, освящение пасхальных угощений и праздничные богослужения в храмах будут совершаться в обычном порядке - в присутствии желающих верующих.
— Будем стараться формировать прихожан небольшими группами и соблюдать дистанцию. Сейчас в принципе людей в храмах мало, все стараются оставаться дома, — отметил Отец Сергий.

ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЁ, ХРИСТЕ СПАСЕ!

Пасхальная утреня совершается в ночь с субботы на воскресенье (после 12 ночи). И начинается она с крестного хода вокруг храма. Священнослужители и прихожане выходят на улицу в городах, которые уже спят, чтобы засвидетельствовать чудо Воскресения Христова. Пока обходят храм против часовой стрелки, поют стихиру праздника: «Воскресение Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити".

Что в переводе значит: « Воскресение Твое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить".

В этот момент также звучит колокольный звон.

Процессия подходит к дверям храма, которые закрыты, что тоже символично и напоминает о том, что пещера, в которой был погребён Спаситель, тоже была затворена.

Настоятель храма начинает богослужение, и хор впервые поёт праздничный тропарь: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в".
У закрытых дверей храма священнослужители впервые торжественно произносят: «Христос Воскресе!». На что верующие радостно отвечают: «Воистину Воскресе!».

После крестного хода прихожане возвращаются в храм, где зажжены все люстры и свечи, и утреня продолжается. Во время богослужения священнослужители меняют белые облачения на красные и в течение всей службы периодически восклицают: «Христос Воскресе!», на что прихожане радостно отвечают: «Воистину Воскресе!». После причастия верующие освящают принесённую в храм пасхальную снедь и поздравляют друг друга, троекратно целуя и обнимая, а также одаривая друг друга куличами и крашеными яйцами. Алтарь в храме всю следующую неделю остаётся открытым, символизируя Гроб Господень и напоминая о том, что Царствие Божие близко и открыто для каждого, кто верит в Воскресшего Христа и живёт по Его заповедям.

Ещё 40 дней после Светлого Христова Воскресения (до праздника Вознесения) верующие вместо «здравствуйте» приветствуют друг друга, восклицая: «Христос Воскресе!».
У христиан мира разнообразны Пасхальные традиции и символические пасхальные угощения. К примеру, у православных греков крашеные яйца помещены в печёную булочку плетёнку, а у сербов вместо куличей — калачи с изюмом, у представителей католической церкви кулич похож на торт с обилием украшений. А яйцо приносит пасхальный кролик, который много веков до этого был ягнёнком. Но однажды художник просто ошибся и нарисовал агнцу слишком длинные уши. И так ягнёнок стал кроликом.

В православии заведена традиция, когда всем верующим разрешают подниматься на колокольни храмов и звонить в колокола. А на Греческом Острове Корфу в разгар Пасхи люди выбрасывают из окон глиняные кувшины, наполненные водой. Кувшин — это символ старой жизни.

Однажды Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) сказал об этом торжестве из торжеств: «Пасха соединяет небо и землю. Ведь умерев на земле как человек и сойдя в Ад как Бог, Христос разрушил власть дьявола и победил смерть, открыв путь на небеса человеческому роду». Таким образом, для всех христиан Христос стал Пасхой или возможностью миновать смерть.