Детская онкология. Вопросы и ответы в интервью с главным внештатным детским онкологом Курской области Галиной Куденцовой

Кабинет детского онколога можно найти по звукам, раздающимся в коридоре. Возраст детей: от рождения и до 18 лет. Груднички плачут, проявляя своё недовольство, малыши постарше бегают по длинным коридорам онкоцентра, заигрывая с медперсоналом; подростки сосредоточены на своих гаджетах. И только родители сидят с видом озадаченным и расстроенным, потому что их детей направили к детскому онкологу.

Галина Васильевна Куденцова – главный внештатный детский онколог Курской области. За 26 лет работы она, кажется, привыкла и к детским крикам, и ко взрослым.

- Галина Васильевна, расскажите, как начинался Ваш путь в медицине? Вы выбрали её или она вас?

- В моей семье медиков не было, но душа всегда тянулась к медицине. Я закончила Курский государственный институт по специальности «Лечебное дело». Затем была интернатура и ординатура по детской хирургии. Первичная специализация по профилю «детская онкология» в РМАПОна кафедре детской онкологии в НИИ ДОиГ им. Л.А. Дурнова НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина. Вышел приказ Министерства Здравоохранения России о введении специальности «детская онкология» в сентябре 1997 года, а в декабре я уже начала работать детским онкологом. И вот уже 26 лет работаю. Думаю, что детская онкология меня выбрала.

- Почему именно детская онкология?

- Я очень любила маленьких детей. Совсем крошек. Обожала держать их на руках. Ординатуру проходила по детской хирургии. Бывало, возьмёшь в обе руки грудничков, они такие красивые, тёплые, милые и очень беззащитные. Всегда хотелось их защитить, и до сих пор стараюсь это делать.

- Помните своего первого пациента?

- Конечно, помню. Серёжке было тогда 7 лет. Мы обнаружили у него опухоль в печени (гепатобластому) и отправили на лечение в Москву. Сейчас ему уже лет под 40, у него у самого уже есть детки.

- Детский онколог – это особенный врач, я считаю. Что вам помогает при общении с детьми и их родителями?

- Сострадание помогает. Бывает очень сложно с родителями разговаривать. Одни приходят злые, обиженные, агрессируют. Другие ждут помощи и надеются на лучшее. По правилам, в любых сомнительных случаях, нужна консультация онколога для исключения онкопатологии. Вот и пытаюсь, и очень стараюсь исключить… Не всегда это удаётся, к сожалению…

- Каковы причины детской онкологии? Могут ли вредные привычки родителей повлиять на развитие злокачественного новообразования у ребёнка?

- Онкологические заболевания у детей встречаются не так часто, как у взрослых, и лечатся сегодня довольно успешно. Никто точно не знает, что именно провоцирует у детей появление онкологии. Основная причина та же самая, что у взрослых — генетическая поломка в клетках или накопление мутаций. Исследований, которые могли бы доказать чёткую взаимосвязь между вредными привычками родителей и развитием онкологии у детей – очень мало. Однако, есть исследования, которые показали, что такие факторы риска, как употребление будущей мамой алкоголя и сигарет, работа на вредном производстве – действительно повышают риск развития злокачественных новообразований у детей.

- Есть ли ещё какие-либо факторы, которые могут способствовать развитию злокачественных опухолей у детей?

- Повторюсь ещё раз - никто и никогда не скажет наверняка, почему именно этот ребёнок заболел. На развитие болезни может повилять что угодно: генетические мутации, плохая экология, недостаточно полезное питание, стрессы, перенесённые ранее инфекции, приём каких-либо серьёзных лекарственных препаратов и т.д.

- Как дети обычно переносят лечение?

- Дети обычно переносят лечение легче, чем взрослые. У них болит – они плачут, не болит – они уже играют и веселятся. Они не анализируют в голове: «О, Боже, как я буду жить дальше с этой болезнью?». Надо что-то сделать – делают. И после процедуры быстро забывают о случившемся.

- Какие методы лечения детской онкологии обычно применяются?

- Всё тоже самое, что и у взрослых. Это может быть и химиотерапия, лучевая и таргетная терапии, иммунотерапия, клеточная терапия, трансплантация костного мозга, хирургия. Всё зависит от вида опухоли, стадии заболевания и возраста.

- Можно ли сказать, что онкология помолодела? И что существенно изменилось за 26 лет вашей работы в данной области?

- Не могу сказать, что помолодела. Могу сказать, что выявляемость стала лучше. Отсюда и цифры такие высокие. Если раньше из методов обследования был только рентген и анализы крови, то сейчас, абсолютно рутинными стали такие методы, как МРТ, КТ, УЗИ, линейка онкомаркеров увеличивается. Изменились протоколы лечения.

- Какие можно выделить самые распространённые виды онкологии у детей?

- Самые распространённые (кроме опухолей кроветворной и лимфатической ткани - ими занимаются гематологи) у детей – это опухоли головного мозга, симпатической нервной системы, опухоли почек, глаз, костные и мягко-тканные саркомы. Из «взрослых» видов рака – рак щитовидной железы и желудочно-кишечного тракта.

- На какой возраст приходится пик заболеваемости у детей?

Первый пик приходится на возраст от 0 до 5-6 лет (представлены преимущественно эмбриональными опухолями) и второй пик - подростковый возраст.

- Что должно насторожить родителей, какие симптомы?

- Если говорить о совсем маленьких пациентах, то нужно обратить внимание на беспокойство, вялость, слабость, потерю веса, откат в навыках развития. Если мы говорим о детках постарше, то можно добавить такие тревожные симптомы, как: опухолевидные образования на теле, апатия, лихорадка, увеличение лимфоузлов, длительный кашель, одышка, увеличение размеров живота, снижение аппетита, нарушение координации или зрения, судороги, тошнота или рвота, боль в суставах, ночная потливость, нарушение мочеиспускания или дефекации. Не все эти симптомы являются признаками онкологии, но на них необходимо обратить своё внимание.

- Почему для детских опухолей нет скрининга?

- Не совсем так. Пренатальный скрининг позволяет выявить детские опухоли ещё до рождения. Потом - периоды диспансеризации у детей, когда обследуются все системы и органы. Почти половина опухолей у детей выявляется благодаря этим мероприятиям. Поэтому родителям, конечно, нужно очень серьезно относиться к ним.

- Когда можно считать, что ребёнок окончательно выздоровел?

- По истечению пяти лет. На практике, дети, перенёсшие злокачественные заболевания, наблюдаются и обследуются у детского онколога до 18 лет, а затем передаются во взрослую сеть онкоцентра.

- Какие прогнозы выживаемости у детей?

- Всё зависит от биологических особенностей опухоли, стадии заболевания. В Курской области выживаемость у детей ничуть не хуже, а даже лучше, чем в других регионах России.

- Что помогает вам в работе? Что мешает?

- Мешает? Иногда возникающее недопонимание с некоторыми коллегами из других медицинских организаций. Помогает и вдохновляет – командная работа. Практически каждый случай у нас коллегиально обсуждается.

- Как думаете какими качествами должен обладать детский онколог?

- Сострадание, добросовестное и честное отношение к пациенту – главные качества любого врача.

- Плакали когда-нибудь из-за работы, из-за своих маленьких пациентов?

- Плакала и плачу до сих пор. Кулуарно, конечно, особенно, когда моим маленьким пациентам не удаётся помочь. Так и не научилась до сих пор абстрагироваться. Душа болит за каждого человечка.

- Что чувствуете, когда получается вовремя «поймать» онкологию и спасти ребёнка?

- Ощущение невероятной наполненности Души. Это чувство описать невозможно, но это очень приятно. Ради этого стоит жить!