Если ребенка обижают

На Детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 часто звонят родители, обеспокоенные тем, что их ребёнок не хочет ходить в школу, стал плохо учиться. Одной из причин такого поведения может являться  школьная травля. Как помочь ребёнку справиться с этой проблемой, «СН» поинтересовалась у психологов и учителей.

Первые признаки

Есть несколько признаков физического и психологического состояния ребёнка, на которые родителям стоит обратить внимание:
- беспричинные боли в животе и груди;
- нежелание идти в школу и снижение успеваемости;
- нервный тик, энурез, печальный вид, беспокойство, тревожность;
- нарушенный сон, кошмары;
- длительное подавленное состояние;
- участившиеся простуды;
- замкнутость, склонность к уединению, нежелание общаться;
- проблемы с аппетитом;
- излишняя уступчивость и осторожность;
- быстрая утомляемость, отсутствие концентрации;
- страх выражать собственное мнение;
- ссадины и порванная одежда, портфель, «потерянные» вещи;
- отсутствие друзей;
- желание на переменах оставаться вблизи взрослых людей;
- нежелание выходить к доске;
- отсутствие желания рассказывать о своей школьной жизни.

Если вы заметили эти признаки, обязательно поговорите с ребёнком. Дайте ему понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

Что делать дальше?

Руководитель службы «Детский телефон доверия» Алла Волохова перечислила несколько рекомендаций родителям, чьи дети подверглись буллингу:
- помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников;
- поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка;
- если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмот-рите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми.

Действия учителя

Важно, чтобы учитель или классный руководитель, заметивший случай буллинга в классе, не оставался в стороне от этой проблемы.
- Во-первых, необходимо поговорить с ребёнком, который подвергается нападкам со стороны одноклассников, - пояснила классный руководитель и учитель иностранного языка МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Елена Кирина. - Сделать это надо наедине, и постараться расположить к себе ребёнка. Не спрашивать, почему ты такой, что на тебя ополчились ребята, ни в коем случае не говорить, что причина в нём. Здесь необходимо поддержать ребёнка, дать понять, что учитель на его стороне. Чтобы он понял: педагог – это тот человек, которому можно довериться, рассказать, поделиться. Второй шаг: не пускать это на самотёк, не оставлять просто так (поговорили с ребёнком, выяснили и забыли). Нужно поговорить со всеми детьми в классе, но без того ребёнка, который подвергается буллингу. При этом желательно не говорить «в лоб», мол, Маша или Петя пожаловались, что их обижают, чтобы потом не было ещё большей агрессии на ребёнка. А сделать это так, чтобы в беседе подвести детей к этой проблеме, и потом уже выяснить причины, почему так происходит. Например, можно рассказать отвлечённо аналогичную ситуацию, которая происходила где-то там в другом городе, и попытаться вывести на откровенный разговор. Здесь, конечно, важен авторитет учителя и то, какие отношения сложились у него с классом. Хорошо, если дети сами осмысленно придут к тому, что действительно такая проблема есть. Тогда уже можно аккуратно выяснить, почему это происходит. Подвести их к мысли, что буллинг нарушает микроклимат в коллективе и мешает развиваться не только жертве, но и тем, кто выступает в роли агрессора.
- Далее нужно обязательно поговорить с родителями, - продолжает Елена Анатольевна. - Обозначить, что такая проблема имеется. Рассказать, какие шаги вы планируете предпринять и обязательно дать понять родителю, что ни он, ни его ребёнок не одиноки в этой ситуации, что учитель и коллектив школы на их стороне, и эту проблему будут решать. Необходимо обязательно подключить психолога, если он есть в школе. И провести своего рода реабилитацию для самого ребёнка, чтобы он поверил в свои силы, почувствовал уверенность в себе. Потому что чаще всего буллингу подвергаются те дети, которые не могут постоять за себя. Ребёнка надо вовлекать в какую-то деятельность, в которой у него априори всё будет получаться, будет виден результат. И хвалить его не наедине, а на классных часах. И когда он уже почувствует себя нужным, значимым, успешным, у обидчиков отпадёт желание его «булить», им это будет уже неинтересно.
Чтобы подобных ситуаций не возникало в принципе, классному руководителю и всему педагогическому коллективу необходимо работать над тем, чтобы не было «любимчиков» и тех, к кому относятся предвзято. К сожалению, бывают такие ситуации, когда учитель, сам того не желая, обозначает ребёнка, которого можно «побуллить». Педагог может даже не осознавать этого, достаточно одного случайно брошенного слова или противопоставления одного ребёнка другому, а то и целому классу. Поэтому очень важно работать над сплочением, объяснять детям, что каждый человек – это личность, а личность надо уважать, уважать личные границы человека. Нужно проводить какие-то совместные мероприятия и стараться задействовать каждого ребёнка. Пусть это будет даже минимальное поручение, но зато каждый будет виден, каждого будет за что похвалить.
Мы также обратились к и.о. председателя комитета образования и науки Курской области Наталие Александровне Бастриковой с вопросом о том, как быть в ситуации, если источником буллинга вольно или невольно стал сам учитель. Наталия Александровна проинформировала, что в подведомственных учреждениях комитета образования и науки работают специалисты, которые могут оказать консультационную поддержку в любых школьных ситуациях и поделилась рекомендациями специалистов областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения.
Родителям, чьи дети испытывают психологическое и моральное давление со стороны учителя, эксперты предлагают:
- Помнить, что реальность может сильно отличаться от рассказа ребенка. Необходимо проанализировать все точки зрения о ситуации: возможно опросить участников и свидетелей событий, побеседовать на данную тему с другими родителями и одноклассниками сына или дочери.
- Вызвать на откровенный диалог учителя. Важно вести беседу в дружелюбном ключе. Проявлять тактичность, опираясь на факты и доказательства.
- Быть готовым к диаметрально противоположной оценке обстановки. В этом случае предложите компромисс. Выработайте совместный план по достойному выходу из сложившейся ситуации.
- Если беседа не подействовала на учителя, то поднимите вопрос на родительском собрании. Подключите к урегулированию проблемы школьного психолога. Следующим шагом будет обращение в администрацию школы. Для этого необходимо написать заявление на имя директора. Чаще всего проблему удается решить на этом уровне.
- В случае продолжения травли ребёнка со стороны педагога, можно обратиться в органы управления образования по месту жительства.
- Не забывайте и о таком варианте, как перевод ученика в другой класс или новую школу. Но учитывайте, что переход может не избавить от подобных трудностей.
- Обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту. Специалист проработает психологическую травму ученика, даст ему полезные советы по снижению негативных последствий и возвращению мотивации к обучению.

Полезные контакты:

Региональный ресурсный сетевой консультационный центр помощи родителям «Позитив», созданный на базе Курского института развития образования: телефон для обращений – 89100510251.
Областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения: контактные номера - 8(4712)51-14-75, 8(4712)57-20-85, 8(4712)57-20-86).
«Центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» (контактный номер - 8 (4712) 22 35 15). Центр в том числе оказывает экстренную круглосуточную психологическую помощь по телефону 8 (4712) 223 777 и 8-800-200-0122 в службе «Телефон доверия».
- Считаю, что своевременное принятие необходимых мер помогает избежать утери контроля над ситуацией и позволяет устранить проблему полностью, - добавила Наталия Алексадровна.