Секрет успеха для каждого педагога

На этой неделе самые добрые и тёплые пожелания летят в адрес работников детских дошкольных учреждений по всей стране. «СН» с удовольствием присоединилась к этой традиции и отправилась в детский сад «Соловушка» в посёлке им. Маршала Жукова, чтобы поздравить педагогов с профессиональным праздником. О том, как здесь принято отмечать День воспитателя, какие интересные идеи им предстоит воплотить в жизнь, и что помогает переключиться и расслабиться во время стресса, мы обсудили со старшим воспитателем Юлией Дурневой.

Какой из проектов вы сейчас готовите?

У нас скоро будет День открытых дверей. Казалось бы, ничего особенного, родители приходят и смотрят, что происходит в детском саду, знакомятся. Но однажды это мероприятие прошло в формате, когда каждый родитель смог побыть воспитателем (один кормит детей, другой проводит занятие, третий идёт с детьми гулять, четвёртый читает сказку перед сном всей группе и т.д.). Эта инициатива получила настолько хороший отклик, что в этом году мы решили повторить.
Кстати, одна из моих коллег теперь работает в нашем детском саду, потому что пять лет назад поучаствовала в таком Дне открытых дверей, как мама. Ей так понравилось, что она до сих пор вспоминает, как кормила детей и укладывала их спать. После этого она пришла работать к нам нянечкой, потом прошла переподготовку и стала воспитателем. Именно тот день сподвиг её поменять свою профессию и вид деятельности. Как оказалось, такие мероприятия могут дать абсолютно неожиданный эффект.

Как вы пришли работать в детский сад?

Я, честно говоря, не собиралась работать в детском саду. Я музыкант, окончила музыкальную школу и, когда пришло время поступать, выбрала педагогический колледж возле дома, так как там было музыкальное отделение. То есть я не задумывалась вообще, кем я буду потом. Главное, музыка. Оказалось, что там выпускники получают две профессии: учитель музыки и музыкальный руководитель в детском саду. Когда я пришла на практику в детский сад и увидела, что это такое, меня так зацепило, что я буквально за два месяца чётко осознала, что этим я и хочу заниматься.

Что именно вас так зацепило?

Понравилось знакомить детей с музыкой, видеть их глаза, когда ты играешь на инструменте, их эмоции, когда они слушают музыку. В итоге, начиная с 4-го курса, я стала работать в детском саду музыкальным руководителем. Проработала более 9 лет, затем в 2016 году приняла участие в конкурсе «Воспитатель года», заняла третье место, и получила приглашение на должность старшего воспитателя. Такой вот профессиональный рост у меня произошёл после конкурса профмастерства.

Но ведь с музыкой ваша работа теперь не связана?

Связана. Я же сотрудничаю с музыкальным работником нашего сада, с хореографом, мы и утренники вместе ставим, сценарии разрабатываем. В принципе, в случае форс-мажора, я могу их подменить, если надо.

У вас есть дети, они ходят в садик?

Да, сын ходит в этот садик, ему 3,5 года.

Как он реагирует, когда видит вас на работе?

На удивление мой ребёнок спокойно на меня реагирует, он знает, что мама в саду. К счастью, мне никогда не приходилось это скрывать. Я могу зайти к нему в группу, когда нужно с воспитателем поговорить. Он ко мне подбежит обняться, а потом спокойно идёт дальше играть.

То есть период адаптации к детскому саду у вас прошёл нормально?

У нас этому вопросу посвящена отдельная программа, которая и отличает наш сад от многих других. Мы адаптируемся очень мягко и вместе с родителями. То есть летом новые детки приходят и вместе с мамой на площадке играют с другими детьми. Сначала 15 минут, потом 30 минут, потом доходит до часа – двух. Потихоньку ребёнок видит, что в саду спокойно, безопасно, интересно и его все любят. И мама совершенно безболезненно может уйти.

Как вы отметили свой профессиональный праздник с коллегами?

Мы сходили в боулинг, прекрасно всем коллективом провели там время. В прошлом году сплавлялись на байдарках. Мы обычно отмечаем этот день коллективно.

Работа у вас непростая, есть ли какой-то способ переключиться, расслабиться?

Есть несколько вещей, которыми я с удовольствием занимаюсь. Первое – это мультстудия. Мне нравится делать мульт-фильмы. Мы когда-то начали их делать на конкурс «Воспитатель года» и постепенно я в это дело втянулась.

Второе – это поинг. Это шары на верёвках, которые нужно крутить, создавая в воздухе разные фигуры. Мы собираемся с девочками у нас в актовом зале и крутим. Во-первых, это весело и красиво, во-вторых, это очень хорошая физическая разминка, так как разминается плечевой пояс, кисти рук. Для тех, кто часто сидит за компьютером или за музыкальным инструментом, это особенно актуально. Мне эти упражнения помогли вылечить гигрому на руке. Плюс – это хорошая психологическая разгрузка, мозг переключается на что-то другое.

Как вы узнали о таком способе разгрузки?

Я ещё на прошлом месте работы познакомилась с одним коллективом, который устраивал файер-шоу, и там у них увидела эти штуки. То есть это негорящий вариант реквизита файер-шоу.

Есть идея подключить к этому занятию детей, потому что они смотрят, интересуются, им тоже хочется попробовать. Существует детский поинг. Но пока мы занимаемся в кругу педагогов, чтобы научить сначала их.

Расскажите о своём опыте участия в конкурсе «Воспитатель года», что вам это дало?

Конкурс профмастерства - это очень важная вещь, которая 100% изменит жизнь, поменяет человека, его профессиональные качества, расширит круг знакомств. Чтобы это понять, надо поучаствовать. Но этот опыт действительно может повлиять на дальнейшую карьеру, так как идёт активное саморазвитие. Участникам конкурса нужно представить опыт своей работы, соответственно, нужно провести некий самоанализ, выявить свою «изюминку», грамотно её оформить и донести другим. Ты попадаешь в такую среду, где коллеги также хотят донести свой лучший опыт. Ты всё впитываешь, как губка, и пополняешь свою педагогическую копилку. Можно перенять какие-то приёмы общения с детьми, способы привлечения их внимания, различные элементы развивающей среды и т.д.

После конкурса вы поддерживаете связь?

Да, общение сохраняется. Многие, кстати, как и я, поменяли место работы или должность после конкурса. Сейчас я уже выступаю в качестве наставника. С учётом своего опыта могу что-то подсказать нашим девушкам. Мы трижды за последние годы становились призёрами районного этапа, затем областного. А в 2020 году мы даже ездили на Всероссийский этап конкурса. Это огромный прорыв! Это совершенно другие эмоции и впечатления. Но главное, это общение с лучшими из лучших в своей профессии.

Топ-5 советов воспитателям от Юлии Дурневой:

1. Саморазвивайтесь! Потому что саморазвитие – это путь к успеху каждого педагога. Знания, добытые самостоятельно, работают гораздо эффективнее, чем те, что вам вложили в голову, когда вы этого не хотели.
2. Любите свою профессию! Не потому, что садик находится рядом с домом или сюда ходит ваш ребёнок, а полюбите своё дело по-настоящему.
3. Не бойтесь новшеств. Воспитатель, который не стремится к чему-то новому, стоит на месте. Легче всего сказать: «Мы всегда так делали!», но тогда никакого развития не будет.
4. Играйте с детьми! Много, от души, по-настоящему, с удовольствием.
5. Выстраивайте доверительные, партнёрские отношения с семьёй. «Союз педагогов и родителей - залог счастливого детства», гласит «Манифест воспитателей России».