Дети под присмотром – для мамы передышка

Новый проект поможет мамам детей с ограниченными возможностями здоровья посвятить время себе, оставив ребёнка под присмотром специалистов.

В начале сентября стало известно, что проект «Время для мамы. Передышка» стал победителем Конкурса на предоставление грантов на развитие гражданского общества в Курской области в 2022 году. Почему этот проект так важен и для кого предназначен, узнавала «СН».

Мамам в помощь

Старт проекта намечен на декабрь 2022 года - как раз, когда взрослые будут заняты предновогодними хлопотами, а детей нужно будет оставить под присмотром хотя бы на пару часов. А вообще идея проекта родилась, конечно, без всякой привязки к Новому году. Специалисты Центра социально-психологического сопровождения, коррекции и реабилитации «Феникс» в беседах с мамами своих подопечных спрашивали, чего им больше всего не хватает. Оказалось, что им банально не хватает времени на себя, неважно для отдыха или для решения каких-то личных вопросов. Потому что дети, которые имеют те или иные ментальные особенности развития, занимают практически всё время своих мам, требуют их постоянного присутствия и 100%-ного включения.

- В прошлом году у нас был проект «Воскресные мастерские», в рамках которого у нас проходили встречи с родителями, - рассказала заместитель директора Центра «Феникс», клинический психолог Юлия Очкасова. - Пока дети занимались на творческих мастер-классах, для родителей была организована своя поддерживающая мини-группа с психологом. И когда мы проводили опрос среди мам, чего бы им хотелось делать на этих мини-группах, мы ожидали, что будут запросы на какие-то тренинги личностного роста, ресурсные занятия, которые помогают женщинам восстановить силы, или что-то ещё в этом роде. Но единственное, что говорили женщины: «Можно мы просто полежим, чтобы нас не трогали? Дети под присмотром и нам уже хорошо». Мы поняли, что мамам нужна передышка.

Время на восстановление

Психологи давно отметили, что постановка диагноза ребёнку способствует развитию длительного стресса у родителей, который оказывает деструктивное воздействие на их психику и способствует изменению жизненного уклада (изменение внутрисемейных отношений, связей с социумом, ценностных ориентаций). Более того, эмоциональное воздействие стресса на маму, воспитывающую ребенка с ОВЗ, может приобретать серьёзные последствия, начиная от астенизации и депрессивного настроения до снижения психического тонуса и потери интереса к жизни. А в случае личностной незрелости мамы, ситуация может приводить к материнской депривации (утрате любви к ребенку и отказу от него).

На социальном уровне происходят следующие изменения: усугубление отношений между супругами и нередко - развод. В результате, женщина остаётся одна и ей приходится самостоятельно заботиться о ребёнке, зарабатывать деньги. В случае сохранения семьи, женщина вынуждена уйти с работы, чтобы посвящать время ребёнку, что изменяет её социальный статус и ставит в зависимое положение перед мужем и родителями.

На физическом уровне, сильный стресс в результате болезни ребенка, может выступить пусковым механизмом для развития соматических заболеваний у родителей, это может проявляться в виде: колебаний артериального давления, развития бессонницы, частых и сильных головных болей. Чем старше ребенок (чем длительнее стресс), тем серьёзнее нарушения здоровья у матери: ранний климакс, частые простуды, аллергии, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, раннее поседение, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и тд.

Всё это обуславливает необходимость оказания социально-психологической помощи не только самому ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья, но и родителям, которые его воспитывают.

- Многие мамы и рады бы пойти к психологу, но не с кем оставить ребёнка, - продолжает Юлия Очкасова. – Потому что бабушки и дедушки часто либо бояться оставаться с детьми с ОВЗ, либо просто не знают, что с ними делать, как себя вести. Ребёнок может быть гиперактивным, требующим постоянного внимания, крайне избирательным в еде и так далее, а бабушке, например, 70 лет, и она с трудом ходит. Ну как с ней ребёнка оставишь? Получается, всё ложится на плечи родителей. Мы подумали, что будет здорово, если появится место, где они могли бы оставить ребёнка, и посвятить время тому, чего они действительно хотят. Параллельно мы организуем занятия на различные темы, которые могли бы быть полезными для мам. Например, родителям ребёнка, у которого есть расстройство пищевого поведения (он может, например, мячик съесть), было бы полезным узнать способы оказания первой медицинской помощи, и даже сердечно-лёгочной реанимации.

Также будут проводиться встречи с психологом, направленные на стабилизацию эмоционального состояния родителей и семейной системы в целом. На время родительских встреч, для их детей также будут организованы мини-группы, где ребёнок с особенностями сможет находиться под присмотром специалистов и волонтеров.

О проекте:

В рамках реализации проекта в течение 6 месяцев будет действовать программа кратковременного присмотра за детьми в мини-группах «Передышка» (2-3 раза в неделю) - пространство, где родитель сможет оставить своего ребёнка под присмотром специалистов, освобождая тем самым время для решения личных вопросов (до 4х часов). Особенность мини-групп будет заключаться в том, что ребёнок не просто остаётся под присмотром специалистов, но и попадает в развивающую среду, где взаимодействие построено так, чтобы он приобретал социально-бытовые навыки и развивал высшие психические функции. Мини-группы до 10 человек, позволят специалистам и волонтерам эффективно распределить свое внимание между детьми и обеспечить безопасное пространство не только физически, но и психологически.