Мы наставляем, нас наставляют

 

У каждого, кто приходит работать в правоохранительные органы, он есть или будет. Наверное, не все догадались, что речь о наставнике. Между тем, роль его трудно переоценить.

Школа наставничества сформировалась еще в советские годы. В чем ее назначение? Об этом мы попросили рассказать начальника ОМВД России по Курскому району, руководителя группы по работе с личным составом, начальника кадров Павла Пучкова.

П.П.: - За «новичком» закрепляется опытный сотрудник или кто-то из ветеранов органов внутренних дел, вместе изучают нормативно-правовые документы и работают первое время в паре. Кроме того, наставник посещает наставляемого на дому, смотрит, в каких условиях, в каком психологическом климате тот живет.

- Сколько длится период наставничества?

П.П.: - Кому-то достаточно полгода, если человек перешел из смежных структур, а новичкам нужен где-то год.

- В чем заключается работа с новобранцем?

П.П.:- Вообще, отмечу, перевоспитать взрослого человека уже невозможно, мы имеем дело с уже сложившейся личностью. Пробовал ли когда-либо человек наркотики, был ли связан с антиобщественными организациями — все это покажет полиграф, и, конечно, в правоохранительных органах с таким прошлым не место. Но, к счастью, в нашу структуру редко приходят случайные люди, а только те, у кого есть для этого необходимые качества. Думаю, лучше об этом расскажет наш специалист по воспитательной работе капитан внутренней службы Татьяна Николаевна Долещук.

Т.Д.: - Необходимы такие качества как моральная устойчивость, надежность, но это, действительно, воспитывается с детства. У нас же несколько направлений воспитательной работы: морально-психологическое обеспечение личного состава, работа с ветеранскими организациями, с семьями погибших при исполнении служебных обязанностей. И, конечно, поскольку работа требует постоянного нервного напряжения, нужна психологическая разгрузка, поэтому проводим культурно-массовые и спортивные мероприятия.

- А у вас был наставник?

Т.Д.: - У меня был внимательный и высокопрофессиональный наставник - старший инспектор ГРЛС Елена Викторовна Головина. Она научила меня вести работу с документами и многому другому. Она лучше расскажет о миссии наставника.

П.П.: - Самое сложное в деятельности наставника то, что нередко, когда в структуру приходит молодой человек с престижным дипломом, то он считает, что и так все знает. Необходимо дать ему понять, что ничто не заменит практики, многому придется учить с ноля.

Е.Г.: - Причем, важно тактично дать человеку понять, что он не прав. К каждому нужен индивидуальный подход.

Т.Д.: - И важно следить за тем, чтобы в коллективе соблюдался баланс, не было ни отрицательных лидеров, ни изгоев. С этой целью проводятся индивидуальные беседы, чтобы, если нужно, помочь человеку выбрать ту линию поведения, которая будет максимально способствовать успеху общего дела. При этом работник отдела кадров должен проявить не назидательность, а человечность и понимание, уметь войти в положение собеседника. Но, конечно, прежде всего психологический климат в коллективе зависит от руководителя, а руководитель высокого уровня, как в нашем коллективе, в свою очередь, прислушивается к мнению сотрудников.