Информация о результатах оценки за 2012 год бюджетной и социальной эффективности предоставляемых региональных налоговых льгот

В соответствии с Порядком оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот (далее – Порядок), утвержденным постановлением администрации Курской области от 05.09.2011г. № 441-па «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот» в администрации Курской области проведена оценка за 2012 год эффективности предоставляемых региональных налоговых льгот, установленных законами Курской области в соответствии с федеральным налоговым законодательством (далее – оценка).
В процессе проведения оценки произведена инвентаризация предоставленных законами Курской области региональных налоговых льгот, определена сумма потерь (недополученных доходов) областного бюджета, обусловленных предоставлением региональных налоговых льгот, а также сопоставлены суммы потерь (суммы недополученных доходов) областного бюджета, обусловленных предоставлением региональных налоговых льгот, с суммами бюджетного эффекта от предоставления региональных налоговых льгот.
1) Законом Курской области от 21.10.2002г. № 44-ЗКО «О транспортном налоге» установлены льготы по транспортному налогу:
а) в форме установления пониженной ставки налога следующим категориям налогоплательщиков: Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, Героям Российской Федерации, лицам, награжденным орденом Ленина, кавалерам орденов Славы трех степеней, родителям погибших (умерших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров орденов Славы трех степеней, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, почетным гражданам Курской области, инвалидам, одному из родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей; приемных родителей) ребенка-инвалида, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, пенсионерам в отношении легковых автомобилей отечественного производства с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно на одно транспортное средство (на усмотрение владельца) ставка транспортного налога устанавливается в размере 10 рублей с каждой лошадиной силы;
б) в форме освобождения от уплаты налога следующих категорий налогоплательщиков:
Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Ленина, кавалеры орденов Славы трех степеней, родители погибших (умерших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров орденов Славы трех степеней, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, почетные граждане Курской области, инвалиды, один из родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей; приемных родителей) ребенка-инвалида, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, пенсионеры в отношении легковых автомобилей отечественного производства, а также автомобилей марок "ЗАЗ", "Таврия" и "ЛуАЗ" на одно транспортное средство (на усмотрение владельца) для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;
организации - в отношении мотоциклов, автомобилей, самолетов спортивного назначения, самолетов и вертолетов двойного управления, предназначенных для учебно-тренировочных полетов, а также автомобилей, предназначенных для подготовки граждан по военно-учебным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации и зарегистрированных в установленном порядке в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации;
общественные объединения пожарной охраны - в отношении пожарных машин, к которым относятся транспортные или транспортируемые средства, предназначенные для тушения пожаров и обеспечения деятельности пожарной охраны.
Согласно отчету Управления Федеральной налоговой службы по Курской области формы № 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» за 2012 год льготой по транспортному налогу воспользовались 34 057 налогоплательщиков - физических лиц, в результате в областной бюджет не поступили средства в сумме 33 723 тыс. рублей, что на 11 773 тыс. рублей или на 53,6 % больше, чем в 2011 году. Юридические лица льготу по данному налогу в 2012 году не заявляли.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка льготы, установленные подпунктами а) и б) пункта 1 статьи 3 Закона Курской области от 21.10.2002г. № 44-ЗКО «О транспортном налоге» для налогоплательщиков – физических лиц являются социально эффективными, а недополученные доходы областного бюджета в сумме 33 723 тыс. рублей оцениваются как экономия бюджетных средств.
Администрация Курской области считает целесообразным данную льготу сохранить.

2) Законом Курской области от 14.12.2010г. № 112-ЗКО «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» установлена льгота по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет в форме установления пониженной ставки налога в размере 13,5 процентов для организаций, зарегистрированных на территории Курской области после 1 января 2011 года, созданных в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 10.1 Закона Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области", за исключением организаций, созданных в процессе реорганизации.
Согласно отчету Управления Федеральной налоговой службы по Курской области формы № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» за 2012 год льготу по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, в виде установления пониженной налоговой ставки налогоплательщики не заявляли.

3) Законом Курской области от 04.05.2010г. N 35-ЗКО "Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков" установлена льгота в форме пониженной налоговой ставки в размере 5 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов:
1)созданных (зарегистрированных) после 1 января 2010 года и осуществляющих свою деятельность на территории Курской области по видам экономической деятельности раздела М "Образование": 80.1 "Дошкольное и начальное общее образование", 80.2 "Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 года N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", удельный вес доходов от которых составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов налогоплательщика;
2) учрежденных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
3) учрежденных в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.
За 2012 год льготу по упрощенной системе налогообложения в виде установления пониженной налоговой ставки налогоплательщики не заявляли.

4) Законом Курской области от 26.11.2003г. № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций» установлены льготы по налогу на имущество организаций в форме освобождения от уплаты налога следующих категорий налогоплательщиков:
организации по производству и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, при условии, что в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) доля выручки от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов;
религиозные организации;
садоводческие некоммерческие товарищества;
организации, осуществляющие на территории Курской области инвестиционные проекты в режиме наибольшего благоприятствования в соответствии с Законом Курской области "Об инвестиционной деятельности в Курской области", в отношении имущества, относящегося к основным средствам, вновь созданного или приобретенного в ходе реализации инвестиционных проектов, предусматривающих, в том числе, осуществление строительно-монтажных работ, - на три налоговых периода, не предусматривающих осуществление строительно-монтажных работ, - на два налоговых периода;
общественные объединения пожарной охраны.
По информации Управления Федеральной налоговой службы по Курской области за 2012 год льготой по налогу на имущество организаций воспользовался 241 налогоплательщик, в результате в областной бюджет не поступили средства в сумме 624 606 тыс. рублей, что на 288 783 тыс. рублей или в 1,9 раза больше, чем в 2011 году.
Льгота по данному налогу была заявлена тремя категориями налогоплательщиков:
организациями, осуществляющими производство и реализацию произведенной ими сельскохозяйственной продукции, при условии, что в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) доля выручки от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов (225 налогоплательщиков, сумма выпадающих доходов областного бюджета 617 600 тыс. рублей);
религиозными организациями (15 налогоплательщиков, сумма выпадающих доходов областного бюджета 836 тыс. рублей);
организациями, осуществляющими на территории Курской области инвестиционные проекты в режиме наибольшего благоприятствования в соответствии с Законом Курской области "Об инвестиционной деятельности в Курской области" (1 налогоплательщик, сумма выпадающих доходов областного бюджета 6 170 тыс. рублей).

В 2012 году садоводческие некоммерческие организации и общественные объединения пожарной охраны льготу по налогу на имущество организаций не заявляли.
Льготы, установленные пунктами 4, 6 и 9 статьи 4 Закона Курской области от 26.11.2003г. № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций» религиозным организациям, садоводческим некоммерческим организациям и общественным объединениям пожарной охраны согласно Порядку являются социально эффективными, а недополученные доходы областного бюджета в сумме 836 тыс. рублей оцениваются как экономия бюджетных средств.
Администрация Курской области считает целесообразным данную льготу сохранить.
Сумма выпадающих доходов областного бюджета в 2012 году в результате применения льготы по данному налогу организациями, осуществляющими производство и реализацию произведенной ими сельскохозяйственной продукции, превысила аналогичный показатель, сложившийся по итогам 2011 года на 282 408 тыс. рублей или в 1,8 раза. По информации Управления Федеральной налоговой службы по Курской области оценка не поступившего налога на имущество организаций в 2013 году в связи с предоставлением указанной льготы составит 702 620 тыс. рублей, что выше отчетного показателя на 85 020 тыс. рублей или на 13,8 %.
Согласно представленной комитетом агропромышленного комплекса Курской области информации по сельхозтоваропроизводителям, воспользовавшимся льготой по налогу на имущество организаций за 2011-2016 годы наблюдается прирост платежей в консолидированный бюджет области (бюджетный эффект), при этом бюджетная эффективность (разница между бюджетным эффектом и суммой льгот) за данные годы носит отрицательный характер и ежегодно снижается: за 2012 год составила - 306 291 тыс. рублей, в 2013 году ожидается -667 811 тыс. рублей, на 2014 год прогнозируется - 853 095 тыс. рублей, на 2015 год -738 641 тыс. рублей, на 2016 год -863 129 тыс. рублей.
В связи с созданием в Курской области экономических условий в виде льготного налогообложения инвесторы с желанием вкладывают средства в развитие агропромышленного комплекса, в результате укрепляется производственная база районов, растет число рабочих мест, повышается заработная плата в сельской местности.
Однако результаты оценки эффективности вышеназванной льготы за 2012 год показали, что бюджетная эффективность с 2012 по 2016 годы снижается в 2,8 раза, в связи с чем для организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими сельскохозяйственной продукции, при условии, что в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) доля выручки от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов, необходимо установить пониженную налоговую ставку по налогу на имущество организаций в размере 0,2 % с 1 января 2015 года в результате чего областной бюджет получит дополнительный доход более 80 млн. рублей ежегодно.
Органам исполнительной власти области поручено Губернатором Курской области А.Н. Михайловым изучить вопрос о пересмотре существующей льготы для сельхозтоваропроизводителей на предмет повышения ее эффективности.
Льготой по налогу на имущество организаций для организаций, осуществляющих на территории Курской области инвестиционные проекты в режиме наибольшего благоприятствования в соответствии с Законом Курской области "Об инвестиционной деятельности в Курской области", воспользовалось в 2012 году ОАО «Фармстандарт- Лексредства». По данному предприятию наблюдается снижение платежей в консолидированный бюджет области в 2012 году по сравнению с 2011 годом (бюджетный эффект) на 98 122,8 тыс. рублей или на 29,7%, которое связано с изменениями федерального законодательства об обращении лекарственных средств и о порядке регистрации предельных отпускных цен на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты, приведшими к уменьшению объема прибыли. Бюджетная эффективность данной льготы за 2012 год также носит отрицательный характер (-102 789,5 тыс. рублей).
Однако в 2013-2016 годы ожидается прирост платежей в консолидированный бюджет области и бюджетная эффективность за 2013-2016 годы носит положительный характер: за 2013 год составила 91 241,7 тыс. рублей, за 2014 год - 2 106,4 тыс. рублей, за 2015 год - 3 060 тыс. рублей, за 2016 год - 3 200 тыс. рублей.
Поскольку данная льгота в перспективе дает положительный эффект Администрация Курской области считает целесообразным ее сохранить.