Автор скульптуры «Рабочий и Колхозница» блистала на балах в Курске

Первого июля исполняется 133 года со дня рождения Веры Мухиной – всемирно известного скульптора советской эпохи. Она знаменита в первую очередь своей монументальной работой «Рабочий и колхозница», также ей приписывают авторство гранёного стакана, у которого 15 граней – по числу  республик СССР.

Верочка Мухина, в отличие от героев своих скульптур, вышла не из народа. Она родилась в богатой купеческой семье в Риге. Мухиным  принадлежали заводы, склады, доходные дома. Но главного богатства каждого рёбенка – родителей, сёстры Мария и Вера Мухины лишились очень рано. Мама умерла, когда Вере исполнилось 2 года, а отца они потеряли спустя 12 лет. В Курск девочки попали в 1903 году, на тот момент Вере было 14 лет. Девочек приютил богатый дядюшка, у которого не было своих детей. 

Курский купец Николай Гладков – известная личность в городе. Пять лет Мария и Вера жили  в его большом двухэтажном доме на улице 1-й Сергиевской (ныне Максима Горького). Интересный факт: в это же время в доме в качестве прислуги жила Надежда Плевицкая, ставшая в последствии знаменитой певицей.

Красивое  здание с лепниной сохранилось до сих пор. Недавно оно было отреставрировано. Найти его не сложно – сейчас здесь расположено медучилище, а на самом доме висит памятная табличка, что в 19 веке здание принадлежало купцу Гладкову.

Как жили в Курске две симпатичные девушки Мухины? Сохранились некоторые документы, по которым сложилось представление о том времени и о светской жизни города, в которой сестры принимали активное участие. Краевед Владимер Степанов рассказывал, что Вера Мухина училась очень прилежно в местной гимназии. Ещё в гимназические годы они с сестрой побывали за границей - в Тироле, Берлине, Дрездене. Бездетный дядюшка относился к девочкам, как к дочерям, и баловал их. Они получили достойное образование: Вера с детства занималась рисованием, хорошо играла на фортепьяно и пела, писала стихи. Здесь же, в доме Гладковых, она написала и свой первый портрет маслом – ей позировала  горничная  Анюта. 

Сёстры любили ходить на балы, ездить верхом. В коллекции краеведа  представлена фотография, где Вера Мухина с подругой едут на лошадях верхом по курской улице Мирной.
Младшая из сестёр - Вера была законодательницей мод. Впоследствии во времена НЭП ее увлечение модой помогало ей зарабатывать. Они с Александрой Экстер и скульптором Верой Поповой основали артель МЭП. Мухина придумала делать пояса и шляпы из рогожи, которую присылали с Волги. Пояса красили и делали удивительные вещи. Их стала заказывать Надежда Ламанова - знаменитый художник-модельер, до революции одевавшая императрицу, а после руководившая «Мастерскими современного костюма».
Но здесь, в Курске, Верочке не надо было думать о заработке – она вела жизнь девочки из образованной купеческой семьи. В своих дневниках Вера Игнатьевна писала «Раз в год ездили в Москву проветриться, накупить нарядов. Потом нам пришло в голову: а почему бы не переехать? Переехали», — пишет она. Это было в 1910 году. На этом «курский» период знаменитой Веры Мухиной закончился, и жизнь сделала крутой вираж.

Об отъезде хорошеньких барышень, блиставших на губернских балах и благотворительных концертах, вздыхали местные кавалеры и с сожалением написали в светской хронике местные газеты: «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных». Но Верочку судьба вела к единственному мужчине в её жизни.

У этой семьи был ангел-хранитель

Её избранником стал врач, хирург, учёный Алексей Замков, с которым она познакомилась в гос-питале, где три года безвозмездно работала медицинской сестрой. Это случилось в 1914 году во время Первой мировой войны. До этого Верочка и не помышляла об отношениях. Она  целиком посвятила себя учёбе скульптуре в Академии Гранд Шомьер у французского монументалиста Эмиля Антуана Бурделя, ученика самого Огюста Родена. В Париж она попала после несчастного случая – катаясь на санях в компании молодёжи, она влетела в дерево и поранила лицо. В своих воспоминаниях она писала, что нос буквально был оторван, глаза залило кровью, а верхняя губа впечаталась в зубы. Но 7 операций в земской больнице помогли спасти нос. Рассказывают, что девушке несколько месяцев не давали зеркала и ей приходилось тайком смотреться в блестящие ножницы. Пластические хирурги во Франции поправили лицо так, что не осталось даже шрамов, но черты лица стали грубее. Видимо и характер Веры тогда тоже закалился.

В 1918 году Замков и Мухина обвенчались. По воспоминаниям их детей и правнуков, это была счастливая пара, которая дополняла друг друга. «Вера Игнатьевна как-то умудрялась не входить в противоречие с большой системой. Ее уважали, терпели, но не помогали. Была с характером и сконцентрирована на своём деле. Очевидно, всё же был у семьи какой-то ангел-хранитель», - рассказывает ее правнук Алексей Веселовский.

Её муж Алексей стал известным врачом, услугами которого пользовалась советская элита. Пока Вера создавала монументальные проекты, необходимые молодой республике,  Алексей  в 1929 году синтезировал препарат «гравидан». Исследования показали, что средство действует на эндокринную систему, высвобождая скрытые резервы организма. Первые опыты он проводил на себе. Супруги периодически делали себе инъекции препарата, действия которого хватало дней на 10 – улучшалась память, появлялась бодрость и ясность мысли.

В это же время рождается «Рабочий и Колхозница», скульптура вызвала настоящий фурор в Париже на Всемирной выставке 1937 года, удостоилась Гран-при, эксперты оценили памятник, как «эталон социалистического реализма». Пабло Пикассо восхищённо назвал его «величайшим произведением скульптуры ХХ века». Это было апогеем её творчества.  Пик славы в это время переживал и Замков:  Москва гудела о чудо-препарате, а от желающих получить «эликсир молодости» не было отбоя. Но спустя время под лозунгом «борьбы со знахарством и лженаукой» все исследования по препарату были остановлены и началась травля врача.

Упорство и целеустремлённость семьи помогли преодолеть все трудности, и даже большое горе – после небольшой травмы сильно заболел их сын Всеволод. Развился туберкулез кости. Алексей Замков решился на серьёзный шаг и сделал операцию сыну дома, прямо на обеденном столе. Вера ему ассистировала. Впоследствии Всеволод, который мог бы умереть в детском возрасте, дожил до 84 лет.

К сожалению, его родителям жизнь отмерила намного меньше. Во время очередной травли, когда выкинули из лаборатории дорогущий электронный микроскоп, единственный в СССР, который купила Мухина, с Замковым  случился второй инфаркт. Он умер в возрасте 59 лет. В 64 года от стенокардии умерла и Вера.

При жизни она успела сделать мужу надгробную скульптуру, где были выгравированы его слова «Я отдал людям всё». Под ней выбиты слова Веры Игнатьевны: «Я тоже». Совместная жизнь их длилась почти четверть века.