Усадебное достояние Курского района

В Курском районе несколько крупных усадеб, которые могли бы стать точками на карте для отличного  туристического маршрута, рассказывающего о целом пласте истории – жизни поместного дворянства, как культурных и экономических центров  провинции. 

Руины усадьбы Анненковых в Жеребцово

Отыскать старейшую в Курской области усадьбу Анненковых – памятник архитектуры XVIII века, которая находится в селе Жеребцово, несведущему человеку почти невозможно. Как материальное наследие она потеряна для нас навсегда. Остались руины старого дома, скрытые густой порослью.
Нырнув в заросли на окраине села, мы обнаружили забор, которым огорожены остатки полуразрушенной кирпичной кладки. Хороший знак – наверное, у усадьбы появился хозяин. На нашу удачу к нам вышел сторож. Он подтвердил, что появился человек из Москвы, пожелавший оформить эту усадьбу в собственность. Но пока на этом дело остановилось.
История усадебного особняка началась в 1752 году - после пожара, в котором сильно пострадало прежнее деревянное здание, Иван Петрович Анненков построил кирпичный дом. Он был в строгом классическом стиле, с высоким сводчатым цокольным этажом. П-образный план усадьбы образован прямоугольным корпусом и двумя ризалитами лестниц. Размеры основной постройки 32 на 22 метра, а вокруг парк с фонтанами и аллеями деревьев разных видов. Неподалеку создали искусственный пруд, и всё это располагалось на участке площадью 5,5 гектаров.
Мы спустились в тот самый цокольный этаж, своды которого ещё сохранились. Прочные стены и сейчас трудно разобрать, но в проемы неумолимо осыпается земля, как вода в пробоину корабля. Ещё два сезона и остатки кирпичной кладки полностью скроются под землей…
С тех пор, как последние Анненковы покинули усадьбу, её всё время приходилось отбивать от местных жителей. Последней полноправной владелицей этого имения была дворянка Ольга Кушелева. В начале XX века крестьяне пасли скот чуть ли не в усадебном саду, воровали зерно и рубили вековые деревья. Хозяйка даже просила помощи военных, которые постоянно находились в имении. В 1906 году она сбежала, продав земству дом и землю.
Революция развязала руки местным крестьянам, которые разграбили дом полностью. Он пережил и коммуну, и деникинцев. В 1923-м дом отремонтировали и передали под «Дом отдыха железнодорожников». Но история повторилась – местные не давали покоя отдыхающим, так что директору приходилось защищать их с пистолетом в руке.
Ещё в 90-е годы усадьбу можно было спасти. Курский архитектор Елена Холодова пыталась достучаться до властей через публикации, выступления, письменные обращения к различным службам, от которых напрямую зависит судьба памятников, но никому бывшая барская усадьбы была не нужна и её нещадно разворовывали по кирпичику. В Жеребцово нет ни одного двора, где бы ни было кирпичей бывшего помещичьего особняка.
В последний свой приезд потенциальный хозяин усадьбы увидел, как варварски тачками вывозится кирпич, выбитый из прочных стен барского дома. Пришлось возводить забор и нанимать сторожа. Но охранять уже практически нечего…

Живые свидетели истории усадьбы

Но на этом история старейшей в области усадьбы не заканчивается. Сохранить ее не удалось, но собран богатейший материал, который при желании мог бы стать основой для её возрождения. Во второй наш приезд в Жеребцово мы заехали в Полянскую школу, где трудится Юрий Дегтярёв - краевед, писатель, летописец села Полянское и усадьбы Анненковых, в частности. Он стал тем сторожем-хранителем, который отворил нам двери в сакральный мир старинной усадьбы, которую он знает до камушка. Кстати, в Полянской школе хранится часть надгробного камня с могилы Ивана Анненкова и его супруги. Юрий Петрович рассказал, что нашел его случайно в зарослях вишни, недалеко от того места, где по описаниям стояла церковь в память Обновления храма Воскресенья Христова в Иерусалим, «Воскресенье Славущее». Стараниями краеведа и местных жителей здесь поставлен деревянный поклонный крест.
- Это место, по сути, сакральное - здесь лежат кости многих и многих Анненковых, потомки которых разбросаны по всему миру, - рассказывает Юрий Владимирович. - Но современность отвоевывает потихоньку пространство – на бывшем кладбище построен частный мясокомбинат, земли усадьбы распродаются. Река Курица сжалась до ручья, который теряется в зарослях, а от парка остались три дуба-великана.
- Мы с ребятами из школы посчитали их возраст, получилось более 400 лет, - рассказал Юрий Владимирович и неожиданно добавил, показывая на одного из исполинов, - «Федор», например, памятник природы, у него есть паспорт. Почему-то все ездят и восхищаются дубом в Марьино, но ведь эти дубы гораздо старше! Они видели и татарское нашествие, и немцы не добрались до них, хотя вырубили часть для переправы. Вот здесь следы топора – это кто-то «постарался» уже в наше время.
Дубы обычно растут вверх до 150 лет, а потом разрастаются вширь, появляются новые ветки, ломаются старые. Причём растёт небольшая часть от коры, а остальное мёртвое, пропитанное ядом от насекомых. Если его специально не уродовать, то он может прожить и до тысячи лет.
Интересно, кто мы, наследники этой земли - сильные ветви, вплетающие свою листву в могучую крону или отрезанный сук?
Елена Холодова считает, что, несмотря на то, что главный усадебный дом в Жеребцове разобран, воссоздать его реально. Есть обмеры и фотографии. Может быть, исполинские дубы станут свидетелями новой истории этого места.

Сохранность усадьбы: 1

От главного дома сохранились руины фундамента и часть сводчатых подвалов. Часть парка: три 400-летних дуба и старинные липы, поклонный крест на месте старой церкви, сторожка и стена церковно-приходской, а затем - начальной Полянской школы. Домик последнего священника храма, который сейчас в частной собственности.

Туристический потенциал: 5

Старейший усадебный комплекс области последней четверти XVIII в. расположен на речке Курице в 18 км к юго-западу от города Курска. В километре от Жеребцово в селе Пименово во Введенском храме находится семейный некрополь Анненковых. У крыльца храма чугунное надгробие помещика Ванина Хрисанфа Сергеевича (1806-867). В 100 м от храма у дороги родник. Преимущество этого места - близость от областного центра, парковая зона, река, родники, храм-усыпальница. То есть это может быть не только привлекательное туристическое место, но и зона отдыха.

Историческая справка

Род Анненковых записан в VI части родословных книг Курской и других губерний. Многие из рода Аннековых занимали видное служебное и общественное положение в Российском государстве, а некоторые отличились на военном, учёном и литературном поприщах.

Самые известные члены фамилии:
- кавалергард Иван Анненков, после разгрома восстания был арестован и осуждён к 20 годам каторги, лишению чинов и дворянства, к пожизненному поселению в Сибири. История его любви с француженкой Полиной Гебль, уехавшей за ним на каторгу, описана в художественном фильме «Звезда пленительного счастья»;
- поэт Николай Анненков, его единственный сборник «Сочинения Николая Анненкова в стихах и прозе» издан посмертно друзьями и родственниками в Санкт-Петербурге в 1827 году. Молодой поэт 20-летним утонул в Неве.
Для курского края значимым представителем рода Анненковых является Иван Петрович Анненков - секунд-майор в отставке, надворный советник, курский уездный предводитель дворянства. Успешное предпринимательство Иван Петрович совмещал с меценатством: завёл крепостной театр, собрал богатую библиотеку с большим отделом рукописей. По его заказу скопированы сохранившиеся в городских и монастырских архивах документы по истории Курского края XIII-XVII веков. В Госархиве Курской области хранится уникальный дневник Ивана Петровича, который вёлся на протяжении 16-и лет с описаниями усадеб Курской губернии, являвшихся экономическими, социальными и культурными центрами. Наблюдения и данные, собранные в этом дневнике, могли бы оказаться весьма полезными и нынешним фермерам или главам фермерских хозяйств.

 

Дом Новосильцева в Лебяжье

Усадьба в Лебяжье - памятник архитектуры XIX века, известная как имение Новосильцева, тоже доживает свой век. Хотя следы былой красоты ещё остались – величественные колонны, крыльцо, выходящее к берегу реки, каменные львы и герб Новосильцевых на фронтоне, но на балконе выросла берёза, а парадное украшают кустики таволги и иван-чая.
В здание нас не пустили в целях безопасности:
- В любой момент может что-нибудь отвалиться, здесь такое происходит периодически, - предупредил сторож, - то кирпичи отваливаются, то куски штукатурки. Зимой со стены упал барельеф в виде льва, чуть не покалечил рабочего, который чистил снег.
В таком плачевном состоянии усадьба стоит уже несколько лет. Говорят, что приезжала комиссия из Москвы и оценила её реставрацию в 350 млн рублей.
Внешне здание очень выразительное, даже сейчас есть, что посмотреть. Георгий Новосильцев построил кирпичное здание с террасами и балконами по проекту архитектора А.Д. Сухова. Каждая сторона дома имела свой отдельный вход. Также в усадебный комплекс входили парк с липовыми аллеями, склады, дом управляющего, школа и храм Святой Троицы, возведённый в 1856 году. Храм до сих пор действующий.
В доме Новосильцевых гостило много родственников особенно летом. Воспоминания одного из них – внука Георгия Новосильцева – опубликованы в книге Юрия Донченко «Курские дни Саши Ратиева». Иллюстрированное издание даёт яркое представление о людях, которые здесь жили и бывали, о жизни обычной среднерусской усадьбы, пережившей расцвет и упадок.
Потомственный Почётный гражданин, купец 1-й гильдии Георгий Новосильцев очень много сделал для Курска в должности главы города с 1901 по 1903 годы, а также как промышленник и землевладелец. Но его особой заботой было создать эффективное сельское хозяйство у себя в имении в Лебяжье, которое он приобрел в запущенном состоянии: луг был заболочен (отчего крестьяне болели малярией), сады вырублены, гнилые амбары и истощенная земля. Но за несколько лет на этой земле выросло образцово-показательное хозяйство: выведено новое русло Сейма, построены плотина и запруда у Букреевской мельницы с водяными турбинами, высажены новые сады, ягодники, устроена животноводческая ферма. Крестьяне с местных лугов снимали несколько покосов. Кобыла лебяженского конезавода «Жар-птица» завоевала на бегах в Париже первый приз. На зарубежных выставках отмечены и другие достижения Новосильцева в области сельского хозяйства и животноводства. У хозяина были большие планы на развитие и введение, как сейчас бы сказали, инноваций в развитие усадьбы, но революция их нарушила.
Георгий Новосильцев мог бы одним росчерком пера перевести все средства за границу, но Потомственный Почетный гражданин Курска считал, что «правительств может быть много, а Россия - одна и капитал должен служить ей».
К сожалению, его капиталами не сумели распорядиться правильно. Его крестьяне, работники, как могли, пытались сохранить усадьбу и хозяйство, но новое время безжалостно сметало всё старое, даже не пытаясь взять из него опыт и пользу. До сих пор на Курской земле не появилось ни новых Новосильцевых, ни хозяйств, подобных лебяженскому, способных создавать новых «Жар-птиц», обгоняющих европейских.

Сохранность усадьбы: 3
Сохранились фасад усадебного дома, хозпостройки, остатки фонтана, церковь святой Троицы, построенная на территории усадебного комплекса.

Туристический потенциал: 4
Усадьба находится в 16 км от центра города, то есть в 20 минутах езды от Красной площади. Можно посмотреть сохранившийся усадебный дом, церковь святой Троицы, и остатки сада. Вблизи объекта протекает река Сейм. Есть вдали и озеро, возможно, одно из тех, где водились когда-то лебеди, давшие имя всей округе.
Объект мог бы стать примером образцово - показательной русской усадьбы XIX века и войти в тур «Усадьбы Курской области».

Старинные усадьбы - в частные руки

Идея привлечь к реставрации старинных русских усадеб частный капитал и инвесторов возникала периодически. Основную роль в воплощении проекта в жизнь сыграл Михаил Лермонтов – правнучатый племянник и полный тёзка знаменитого поэта. Общественный деятель основал «Ассоциацию владельцев исторических усадеб», а в прошлом году возглавил Фонд возрождения, сохранения и использования объектов культурного и природного достояния «Национальное наследие».
Суть проекта проста: если у государства нет денег на реконструкцию старинных зданий, их надо отдать предпринимателям.
«В России примерно 2000 «забытых» исторических усадеб и эти объекты должны быть возвращены к жизни передачей новым добросовестным собственникам, – говорится на официальном сайте «Усадебное достояние России».
В конце прошлого года, благодаря поддержке Фонда президентских грантов, возможность для дальнейшего развития получил проект «Усадебное достояние РФ». В рамках этого проекта ассоциация предлагает помощь тем, кто готов взять на себя ответственность за их сохранение и использование в разумном сочетании своих интересов и заботы о национальном достоянии. Курская область включила в проект «Усадебное Достояние РФ» шесть объектов: Усадьба Тахтамировых, усадьба помещика Алёхина, усадьба Копенки Хлюстиных, усадьба Солнцевых, главный дом бывшей усадьбы «Лебяжье» и главный дом усадьбы Арцебушевых. Со своей стороны власти пообещали меценатам всяческое содействие.
Возможно, благодаря этому проекту, усадьбы Курского района смогут получить новых хозяев, которые возродят их для современников.

Деревья-старожилы пересчитают

Комитет природных ресурсов Курской области выявляет на территории региона старовозрастные деревья.

Деревья-старожилы будут внесены в Национальный реестр. Достойные экземпляры станут кандидатами на прохождение инструментального дендрохронологического обследования, по результатам которого дереву может быть присвоен статус «Дерево – памятник живой природы». У дерева устанавливается табличка с указанием его вида, статуса и точного возраста.
Принять участие в сохранении уникальных старовозрастных деревьев может любой житель Курской области. Для этого необходимо присылать информацию о дереве (вид, местоположение, примерный возраст, диаметр ствола, высота) на электронную почту: [email protected].