Героям – память и покой!

Очередной номер нашей газеты выходит в День Неизвестного солдата. Его в России установили сравнительно недавно – в 2014 году, но он сразу всем сердцем и всей душой был принят. К тому же эта дата предвосхищает ещё один праздник – 9 декабря – День Героев Отечества. И вполне справедливо, что именно 3 декабря в Курске на Мемориале «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны» состоялось торжественное перезахоронение лётчика 30 Гвардейского истребительного авиационного полка младшего лейтенанта Виталия Васильевича Сельковского (на фото) и ещё двух асов, имена которых установить пока не удалось. Первый поднят с остатками истребителя ЯК-1Б в районе деревни Снава Поныровского района, второй был членом экипажа бомбардировщика ИЛ-4, погибшего летом 1942 года в районе села Виногробль Курского района.

Останки лейтенанта Сельковского поисковый отряд «Курган» поднял в Поныровском районе в мае 2021 года. Виталий летал на «Аэрокобре» - американском самолёте, которые в годы Великой Отечественной войны наша армия получала по ленд-лизу. Стоит заметить, что воевать на подобных машинах доверяли настоящим асам.

А Виталий Сельковский в свои двадцать с небольшим был именно таким! К 1943 году, когда состоялась Курская битва, на счету лётчика уже было 65 боевых вылетов, сбиты 3 самолёта противника лично и 3 - в группе с товарищами, а также заслуженная ещё в 1942-ом награда - Орден «Красного Знамени».

Но узнали поисковики об этом не сразу. Несмотря на то, что сохранился двигатель самолёта, имя лётчика по нему всё же не установили. Помог клочок бумаги, чудом сохранившийся в планшете, который был при погибшем лётчике-офицере. Это был фрагмент открытки с именем героя. Но чтобы его прочесть, «кургановцы» отправляли находку на экспертизу.

Когда стало известно, что это младший лейтенант Виталий Сельковский, сюжет о герое прошёл на канале «Звезда», благодаря чему нашлись родственники лётчика. Командиру отряда «Курган» Алексею Сотникову пришло письмо: «Здравствуйте. Меня зовут Александр, я из города Брянска. Виталий Васильевич мой прадед, а моему отцу он дядя. Мы пытались его найти, но безрезультатно, были только данные о последнем вылете и примерное место его гибели».

Александр прислал и несколько фотографий Виталия – на них совсем молодой и красивый парень. Как оказалось, после гибели лейтенанта Сельковского его боевые товарищи прислали маме лётчика письмо, в котором подробно рассказали о случившемся.

«2 июня 1943 года вражеская авиация сделала форсированный налёт на город Курск, - сообщает командир части гвардии майор Ибатулин. – Виталий Сельковский вместе со своими боевыми товарищами получил боевое задание взлететь и не допустить самолёты противника до города. Эту задачу герои-лётчики, а вместе с ними и Виталий, с честью выполнили – самолёты противника были обращены в бегство. В этом бою Виталий лично сбил два самолёта противника. Но враг, обращённый в бегство, не оставил своей грязной мысли, снова послал большие группы самолётов на город Курск. Виталий Сельковский вместе с группой своих товарищей снова получил боевое задание «взлететь в воздух для уничтожения самолётов противника».

В этом бою Виталий Сельковский, преследуя группу вражеских бомбардировщиков, вступил с ними в бой, но сам был подбит. Его однополчанин старший лейтенант Коптев видел, как самолёт Сельковского врезался в землю.

«Витя (а именно так называли лётчика друзья) погиб»… - написал Коптев маме героя.

Гвардейцы также написали матери Виталия, что поклялись погибшим героям-лётчикам «беспощадно истреблять ненавистного всем нам врага-немца, изверга, не жалея своих сил, а если потребуется, жизни».

И клятву свою исполнили.

Напомним, что на сегодняшний день поисковый отряд «Курган» в разных районах Курской области поднял уже 22 (!) самолёта.

Родственники Виталия Сельковского приехали в Курск и приняли участие в торжественной церемонии перезахоронения своего героического деда и прадеда.