Цыганское счастье Бескоровайных

«Нация без земли, государства и флага» - так называют цыган во всём мире. В России отношение к ним настороженно романтическое. Их или боятся, или романтизируют. Но гадания, шутки про лошадей и весёлые танцы под «цыганочку» уже не отображают реалии этого народа. Табор давно ушёл в небо, а потомки вольного народа осели в тех местах, куда привела цыганская кочевая звезда их предков.  В чем оно, цыганское счастье современных рома? За вопросами «СН» отправилось в село Брежнево в семью Алексея Бескоровайного.

Предварительно обратившись к википедии выяснили, что цыгане - собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона».
- Как такового «цыганского закона» у нас нет, - поделился Алексей. - Скорее, мы подчиняемся одному закону - Закону Божьему. (Семья Бескоровайных - христиане-баптисты). А что касается этнических групп, то их действительно очень много и у каждой свой язык, иногда цыган цыгана и не поймет. Есть близкие диалекты, но и то - можно уловить только общий смысл и не понять половины слов.
- Кочуя, цыгане взяли много от той среды, в которой жили, - подсказала мама Алексея.

Курский район — вторая родина

Алексей по отцовской линии Бескоровайных — влах, а его мама Наталья Полухина и его дядя — сэрвы. Эти этнические группы ведут осёдлый образ жизни, как минимум, с конца XIX века. В настоящее время они более адаптированы к культуре окружающего этноса по сравнению с другими цыганскими группами.
- Сейчас есть ещё и кочующие цыгане, мои предки-прадеды (и с материнской, и с отцовской стороны) кочевали, это время застал и мой дед, - рассказал Алексей. - При Хрущёве, когда вышел указ о том, чтобы цыганам давали жильё, мой дед с бабушкой выстроили просторный дом в городе Стаханове на Украине, в нём я и родился. Дед строил дом своими руками, работал на заводе. Пока я был мальчишкой, часто приезжал в Брежнево к дяде, гостил подолгу, поэтому Курск, считай, был второй родиной. Здесь нашёл невесту Татьяну, в Курске сыграли свадьбу, и увёз её домой, но жить решили в Луганске...
К тому времени как началась специальная военная операция, в семье Бескоровайных родилось двое мальчишек. Когда стало трудно с работой и нечем кормить детей — решили, что пора уезжать. Выбирать не пришлось - решили уехать в Брежнево к дяде. Место красивое, люди знакомые и есть возможность обрести жильё.
- Первое время мы жили в доме, где через стены была видна улица, а за водой нужно было ходить метров за 600, - вспоминает Алексей.
- Сколько калош там в грязи оставили!, - добавляет его мама Наташа.
- Помню, как застрял в снегу, после метели. Дома не было воды, я вышел в снегу по пояс и еле пробрался к колодцу, - продолжил Алексей. - Пришлось звонить главе сельсовета, выручайте, мол! - Василий Дмитриевич быстро откликнулся - приехал трактор, расчистил нам проезд. Эти первые годы в Курске после того комфорта, что был у нас в Стаханове - просторный дом, горячая вода и ванная, - были самыми трудными, было тяжело, и, признаться, я иногда даже плакал. Потом переехали вот в этот дом, уже 9 лет живём, строимся, до комфорта ещё далеко, но скажи, что завтра можно вернуться в Стаханов, я, наверное, уже откажусь.

Три сыночка и лапочка дочка

Здесь в Курске, у Алексея и Татьяны родились ещё двое деток — мальчик и девочка. Малышка, названная в честь бабушки - любимица в семье.
- Царица наша, - расцеловывают её в обе щёки бабушка и мама. В наш приезд двое младших были дома, а старшие мальчишки в школе, которая находится в Разиньково.
- Учатся хорошо, - с гордостью говорит бабушка. - Среди цыган много образованных людей, просто, наверное, они не афишируют свою национальность.
- Да, в большинстве семей цыганские дети, научившись считать и писать, бросают школу, - говорит Алексей. - Мы противники этого. Каждая семья принимает самостоятельно решение об их будущем. У сестры сын учится в 9 классе и будет получать образование дальше. Мой старший, Арсен, девятиклассник, его тоже будем отправлять в город, чтобы учился дальше. Сказать, что будет после его 17-ти лет, я не могу, но пока я, как отец, могу ещё влиять, учиться будут все.
Цыганская семья - это много детей, считает Алексей, даже если трудно их поднимать. Пока в семье Бескоровайных три сыночка и лапочка дочка. Старшие помогают маме в огороде.
- Огород - это не моё дело, - поделился Алексей. - Я только вспахиваю его по весне, остальное - жена.
Потихоньку дети перенимают папино ремесло: Алексей может делать руками всё - от сварки до строительства дома. Недавно удивил старший сын, Арсен, - такую будку отгрохал щенку, что знакомые удивляются: «Нет, 14-летнее дитё не может такую сделать, признайся, Лёш, ты помогал?». Но мальчишка, и правда, всё сделал сам. Средние сыновья Богдан и Руслан пока не знают куда деть неуёмную энергию - в школе закрылась единственная спортивная секция и ребятам негде выпустить пар. Чиновники усмотрели, что подвал - не место для тренировок, хотя там «выросло» не одно поколение мальчишек.
- В прошлом году возил их на секцию в Курск, но вышло дорого, - поделился Алексей. - Пока вот купил им доску для отжиманий и турники повесил. Сначала заставлял их заниматься, но теперь они сами.
А у младшей Наташи пока одна обязанность - радовать домочадцев. Жена Алексея, красавица Татьяна, которая не вмешивалась в разговор пока муж общался с журналистами, позже поделилась, что могла бы и работать - современные цыганские женщины не затворницы. Тем более и свекровь всегда посидит с малышами. Но, к сожалению, ездить в город далеко, а работы на селе нет.

Цыганские пельмени для американцев

Хранят ли в семье цыганские традиции? Наверное, уже нет. Разве что между собой дома говорят на влахском. Имена и фамилии русские, праздники всем миром отмечают только самые большие и то церковные — Рождество Иисуса Христа и Пасху. Даже на праздничном столе центральное блюдо — пельмени!
- Когда мои друзья пробуют наши пельмени, то говорят, что они вкуснее, - хвастается Алексей. - Они по размерам больше, а по форме такие же «ушки». Большинство цыганских семей делают пельмени по старинке, как их прадеды делали, используя в начинку мелкопорезанное варёное мясо с кусочком сливочного масла, а у нас - фарш.
- Никакого секрета нет, - поделилась Наташа-старшая. - Куриный фарш, много лука и немного воды. Начинка получается сочная, кусаешь, и ароматный сок течёт. Я когда-то приезжала к брату, а у него гостили американцы, делала для них пельмени, они очень хвалили, видно было, что ели с удовольствием и добавки просили.
А на Пасху главные блюда - такие привычные и на русском столе пасхальные куличи и крашеные яйца.
- Но наши куличи вот такие, - показал Алексей, подняв руку на полметра от пола. - Для них специально жестянщикам заказывали особые формы. У бабушки была большая русская печь - именно для пасхальных куличей и пирогов. По 10-12 больших выпекалось, полуметровых, плюс каждому внуку - поменьше. Мне всегда, как старшему, доставалась большая. Пока нет возможности, но чуть позже обязательно поставлю русскую печь.
- Кто из цыган в какой местности живёт, те блюда и используют. Мы с Украины, поэтому очень любим кушать борщ. Это основное наше блюдо, - поделилась мама Наташа.

Железный конь —за хлебом съездить, а живой — для души

И всё-таки, в поисках этнографической изюминки мы не удержались от вопроса о гадании и о лошадях.
- Мы верующие, а в Библии сказано: «Гадатели и предсказатели - это мерзость в глазах моих», - ответил Алексей. - Остановите человека на улице - большинство скажут, что они православные, но называться им и быть им - большая разница. Некоторые православные и Библию в руках не держали.
К слову Библия в семье Бескоровайных - настольная книга. Алексей читает её по утрам перед работой, а затем идёт по делам. Пока он единственный кормилец в семье. Мечтает о большом хозяйстве, но пока для души держит бойцовских петухов и породистых голубей, которых знают коллекционеры области, оценив за красивый полёт. Даже из Железногорска и Дмитриева приезжают. Для петухов Алексей построил просторный сарай с печкой, где у каждого «бойца» есть своя отдельная клетка. Лошадей нет. Пока накладно.
- Железный конь - за хлебом съездить, а живой - для души, - затаённо вздыхает Алексей. А его старший сын частенько стал бегать к дядьке на соседнюю улицу - у него единственного из всех цыганских домов на деревне есть конь.
- Кстати, его никто не учил, но он отлично сидит в седле, - улыбается Алексей. - Цыганская кровь!