Академик, который спас мир

Имя этого ученого, который рассказал миру правду об аварии на Чернобыльской АЭС, известно каждому ликвидатору той страшной катастрофы. Он первым прилетел в горящий Чернобыль. Спас Советский Союз от многомиллионных  исков Запада, став адвокатом страны перед мировым сообществом. 

После разразившейся катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции имя академика Валерия Легасова не сходило со страниц советских и зарубежных газет. Он появился в Припяти одним из первых и провёл около разрушенного 4-го блока вместо допустимых двух-трёх недель около четырёх месяцев. Схватив при этом дозу радиации в 100 бэр. Именно он предложил засыпать с вертолётов горящий реактор смесью бора, свинца и доломитовой глины. И именно Легасов настоял на немедленной и полной эвакуации города энергетиков Припяти. 

- Мы прилетели из Парижа, где с мужем работали в советском посольстве, на следующий день после чернобыльской катастрофы. Предстоял отпуск, — рассказала Инга Лигасова, дочь академика. — Встречала нас одна мама. У неё было такое выражение лица, что я сразу спросила: «Что с папой?». Мама сказала: «Я должна тебя предупредить, что мы его теряем». Она знала характер отца, знала, что он полезет в самое пекло.

Из тех, кто работал на месте катастрофы, он был единственным учёным. Он прекрасно понимал, на что идёт и какие дозы получает. Но иначе невозможно было оценить масштаб катастрофы. Опыта ликвидации таких аварий в мире не существовало, а действовать приходилось быстро. Это потом учёный мир стал рассуждать: прав или нет был академик Легасов, и как надо было поступить.

Жена академика Маргарита Михайловна вспоминала, что первый раз Валерий Алексеевич вернулся в Москву 5 мая. Похудевший, облысевший, с характерным «чернобыльским загаром» - потемневшим лицом и кистями рук. Близким признался, что на месте катастрофы не оказалось респираторов, запасов чистой воды, лекарств, чистых резервных продуктов питания, а также препаратов йода для проведения необходимой профилактики.
5 мая 1986 года, как только закончилось заседание политбюро, Валерий Легасов вновь улетел на место аварии, а вернулся уже 13 мая с охрипшим голосом, непрекращающимся кашлем и бессонницей.

...За несколько лет до этой страшной аварии на заседании физической секции Академии наук СССР, когда шло обсуждение конструкции ядерных реакторов, Лигасов предлагал сделать для них защитный колпак. Его предложение не восприняли всерьёз. Сказали, какое, мол, ты отношение имеешь к ядерной физике? ...Если бы тогда ему хватило ресурсов доказать свою правоту! После разбора причин чернобыльской аварии Легасов вернулся к изучению вопроса безопасности ядерных реакторов. Поведение учёного-правдоруба не нравилось ни коллегам, ни высшему руководству страны. Хотя страна выбрала именно его защищать её интересы перед разъярённым Западом, который требовал многомиллионные иски, так как радиоактивное облако Чернобыля двинулось на Европу.

С 25 по 29 августа 1986 года на конференции экспертов  МАГАТЭ в Вене Легасов, как глава советской делегации, представил 5-часовой 400-страничный доклад с подробнейшим и честным анализом причин аварии и радиологических последствий катастрофы на ЧАЭС. Говорил без оглядки на «верха», без страха за репутацию. Экспертов поразила информированность советского академика. Когда Легасов закончил выступление, его приветствовали стоя, хотя до начала конференции были настроены враждебно. Ему даже вручили флаг МАГАТЭ. Это историческое выступление вошло в историю и стало поворотным пунктом в его карьере.

Его самочувствие ухудшилось, появилась бессонница. Врачи выявили радиационный панкреатит, лучевую болезнь 4-й степени. В крови были обнаружены миелоциты, стало понятно, что затронут костный мозг. У академика стали отниматься пальцы левой руки, неметь правая рука и нога. Медики констатировали у него реактивную депрессию...
- Мы понимали, что он уходит из жизни, - рассказывала Инга Легасова. - Лучевая болезнь - страшная вещь. И отец прекрасно понимал, как он будет уходить, как это будет мучительно. Наверное, он не хотел быть в тягость маме. Он её обожал. До последнего дня писал ей стихи, признавался в любви.

…После второй годовщины аварии на ЧАЭС, 27 апреля 1988 года, Легасов был найден повешенным у себя в московской квартире. Накануне он звонил друзьям, оставил несколько прощальных писем и аудиозаписи, которые стали хроникой ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Осознание значимости гения в России пришло не скоро. Спустя десятилетие чернобыльской аварии президент России посмертно присвоил звание Героя Российской Федерации академику Легасову Валерию Алексеевичу. Он вошёл в десятку самых популярных ученых мира за 1986 год.

Знаменитый академик учился в Курске

Курянам о герое России Валерии Легасове напоминает граффити на стене дома №65 по улице Ленина. Именно в этом доме пять лет прожил будущий академик. А школу №5, где он учился, теперь украшает мемориальная доска с его именем, которая появилась тут сравнительно недавно, благодаря учителю истории и руководителю школьного музея Курбатовой Елене Михайловне.

В 1939 году Валерий с родителями переехал в Курск, глава семьи был избран секретарем Курского обкома ВКП(б), мать работала заведующий отделом газеты «Курская правда». Кроме двухлетней эвакуации в Тюмень во время войны, всё детство Валерия Алексеевича Легасова прошло в Курске. Кстати, дом, который сейчас украшен граффити, куда вернулась семья Лигасовых из эвакуации, почти полностью сохранился после бомбёжек, которые полностью уничтожили улицу Ленина.

В школьном музее есть уголок Лигасова и даже парта, за которой он сидел. Школьный музей школы №5 поддерживает связи с дочерью академика и с коллегами из Тульской школы, где Валерий Легасов учился в старших классах.