Шутка ли?

В Курском районе была замечена белка-альбатрос. «Необычное животное обнаружил на свалке ассенизатор Михалыч. С его слов мы составили фоторобот летающего грызуна. Как признался очевидец, белочку он видел не каждый день. Странным образом, это событие совпадало с днём его получки», - именно такие данные мы озвучили герою нашей статьи Дмитрию Солодову.

Надеемся, читатели простят нам нашу маленькую вольность, которую мы позволили себе на первой полосе газеты в преддверии 1 апреля. Автор рисунка – известный в Курске художник-шаржист Дмитрий Солодов.  Мы пригласили его в редакцию и устроили своего рода испытание, попросив изобразить на бумаге одну из наших нелепых идей вроде белки-альбатроса. Результат, как и ожидалось, нас весьма повеселил. 

Дмитрий, как вы начали рисовать шаржи?

Я учился в институте на художественно-графическом факультете. В 1999-м году, это был второй курс, у нас было задание нарисовать портрет. Один из вариантов изображения портрета – это шарж. И я, наверное, единственный из курса, кто на этом очень заострил внимание.

Я заметила, что вы рисуете как будто исподтишка? Это специально, чтобы не позировали?

Просто я очень стеснительный. Мне сложно подойти и сказать: «Посиди, я тебя нарисую». Мне проще сделать это, когда человек не знает обо мне, общается, чем-то занят. В институте, например, все собирались на большую перемену в холле. Там всегда было много народу, а я сидел, наблюдал и рисовал.

То есть у вас порой есть всего несколько минут, чтобы нарисовать человека?

Да, когда я работаю на мероприятиях, моя задача – нарисовать как можно больше людей. За час я однажды нарисовал 14 шаржей. Это мой своеобразный рекорд. Тут важно что? Ухватить три штриха, но чтобы было похоже. Я к этому шёл больше 20 лет.

Как люди реагируют, когда видят шаржи на себя, да ещё и неожиданно для себя?

О, по-разному! Некоторые говорят: «Ух ты! Какая красота!» и тут же складывают лист в 4 раза, и кладут в карман. Мне на это даже больно смотреть. Так как я понимаю, что они не знают, что теперь с этим делать. А кто-то, наоборот, спрашивает, есть ли у меня файлик или папочка, куда положить рисунок, чтобы не помять. То есть пытается сохранить то, что я сделал. Помню, как-то работал неделю перед Новым годом в Белгороде, меня приглашали на корпоративы рисовать шаржи. И так обидно, когда все люди уходят, а ты находишь свои шаржи, валяющиеся под столом. Это очень неприятно!

А бывали негативные реакции?

Конечно, были! Например, однажды меня пригласили на открытие летней площадки в центре города. Я как обычно сидел, тихонечко рисовал исподтишка. И тут заходит одна очень эффектная барышня - блондинка с большими губами… Я её, конечно, нарисовал и передал шарж через других людей. И тут меня подзывает её кавалер, я подхожу. Он спрашивает: «Ты рисовал?». А музыка играет, плохо слышно, я нагнулся к нему поближе, переспросил. И тут он меня хватает за голову и прижимает к столу: «Это моя женщина! Зачем ты её рисовал?». Ну что тут скажешь? Пришлось перевести всё в шутку.

Иногда шаржи действительно бывают злые?

- Откровенно злые шаржи я не рисую. У меня не получается. Помню, однажды попросили сделать эскиз татуировки. Человек хотел себе крысу в готическом стиле. Я нарисовал Рататуя (смеётся – прим.авт.).

Всё-таки шарж – это же рисунок с юмором, а юмор у вас добрый…

- Да, видимо так. И ещё я заметил, что по реакции людей можно понять уровень их воспитания. Не интеллекта, а именно воспитания. Потому что иногда какой-нибудь профессор может оказаться человеком, который не воспринимает абсолютно ничего. А человек, скажем так, «от сохи», видя шарж, который ты сделал, пусть и выскажется грубо, но будет с таким пиететом относиться к твоему пасквилю!

Наверняка, встречаются и те, кто говорит, что тоже так умеет и даже лучше?

Да. Я в таких случаях обычно даю листок, карандаш и предлагаю сделать это прямо сейчас. Вспомните, у нас был период, когда все кругом были фотографами. Всем казалось: а что тут сложного – на кнопочку нажимать? Вот теперь все вокруг – творческие люди: «Мы ходим на курсы, мы тоже умеем…». Я всем даю возможность показать свой талант.

Дмитрий, а вы же не только шаржи рисуете, но и пейзажи. Почему мы до сих пор ещё не были на вашей выставке?

Потому что я всё никак не могу их собрать. Многие работы остались в Крыму. Я поехал туда в 2018 году, просто подбросив монетку возле автовокзала. Я вообще шёл устраиваться на работу в контору, которая находится рядом. После собеседования договорились, что созвонимся. Но я подбросил монетку и в тот же день уехал в Крым. Там я вскоре устроился на работу и прожил три года. Каждый день, возвращаясь с работы домой, я останавливался по пути и что-нибудь рисовал. И шаржи, кстати, тоже.

А картины продавали?

Нет, на продажу я не рисовал, просто для себя. Потом дарил эти картины родственникам или друзьям. Поэтому выставки до сих пор так и не случилось.

Какая у вас основная работа?

Я, как прозвал меня один товарищ, - «гроболог». Изначально было «гробер» - от слова «гравёр», ну и потом переделали в «гроболог». Не все понимают, поэтому переспрашивают, чем конкретно я занимаюсь. Я объясняю, что рисую на граните портреты усопших. Дальнейшая реакция, как правило, бесценна! Люди округляют глаза, кто-то смеётся, а кто-то просит никогда его не рисовать (даже шарж). У нас очень много суеверных людей!

А есть ли у вас какие-то правила: что можно рисовать, а чего нельзя?

За то время, пока я рисую шаржи, у меня выработались три правила в отношении женщин: причёску «поправить», реснички «накрасить» и даже если есть второй подбородок – ни в коем случае его не рисовать!

Почему некоторые шаржи у вас в виде портретов (только лицо), а на других человек изображён в полный рост и что-то при этом делает?

Это тематические шаржи. Их заказывают, например, коллегам к какому-то празднику. Мне дают фотографию человека, рассказывают, чем он занимается, какой у него характер, любимые шутки или фразочки. Дальше по этому описанию я рисую его портрет в виде шаржа. Помню, как-то делал целый календарь с изображением сотрудников компании. Мне тогда очень понравилась эта работа, я бы с удовольствием повторил.