Плавали, знаем!

После резкого потепления и осадков в Курском районе началась самая настоящая распутица. Машины увязают в грязи, жители достают резиновые сапоги, в соцсетях каждый день появляются всё новые фото и видео о затопленных подворьях и «реках» вместо дорог. В деревне Майская заря подтопило 10 домовладений. Как сообщил глава комитета региональной безопасности Михаил Горбунов, это произошло потому, что водоотводные канавы были засыпаны. В других сёлах, особенно расположенных в низинах, ситуация ненамного лучше. Корреспонденты «СН» решили проехать по Курскому району, чтобы увидеть реальную обстановку.

«На машине туда никто не суётся»

По дороге в деревню Полевую мы заметили несколько машин, оставленных вдоль трассы. Казалось бы, вокруг поле да посадки, куда ушли водители? А потом заметили тропки, ведущие от дороги в лесок, а за ним уже проглядывались частные дома. Это село Колодное. Из-за распутицы подъехать к своим домам на машинах местные жители не могут, боятся застрять, поэтому оставляют их вдоль дороги, переобуваются в резиновые сапоги и идут пешком.

В самом Колодном асфальтовую дорогу проложили, но только в одной части села. При этом ответвлений нет, и чтобы, например, попасть в местную школу (филиал Полевского лицея) или ФАП, которые, кстати, находятся в одном здании, нужно преодолеть метров 50 сплошной грязи. Рядом клуб, в который тоже без резиновых калош не пройти. Местные удивляются, почему было не сделать к ним подъезд, раз уж дорогу строили.

Нина Порфирьевна живёт в селе Колодном около 60 лет. Больше 20 лет она проработала почтальоном.

- Приходится приспосабливаться, раз мы купили здесь дома, - говорит она, опираясь на две палки, чтобы не поскользнуться в резиновых сапогах.

86-летняя бабушка возвращалась из магазина, когда мы её встретили. Благо, туда ведёт одна единственная асфальтовая дорога, а вот чтобы попасть в ФАП, ей приходится просить помощи. К резиновым сапогам тут привыкли, но старому человеку ковылять по бездорожью сложно. «Если я поскользнусь и упаду, я не встану», - говорит она.

В другой части села, где кладбище, асфальтированной дороги нет совсем. Из техники виднеется только трактор возле дома, на кустах висит пакет с резиновыми сапогами.

- Здесь маршрутка останавливается, люди выходят, переобуваются и идут пешком до дома, - рассказала местная жительница. – На машине туда никто даже не суётся, там грязь сплошная. Только если автобус похоронный, им по-другому на кладбище не попасть, гроб же не понесёшь через всю эту жижу из грязи. Вот и пытаются как-то проехать, жалко людей.

Скорая не проедет

Едем дальше, через Полевую в Кизилово, откуда приходили сообщения о «реках» вместо дорог. Асфальт заканчивается возле магазина «Продукты», тут же конечная остановка маршрутного транспорта, дальше – просто месиво из грязи до самых домов.

- К вечеру у меня тут целый автопарк выстраивается, - рассказывает продавщица магазина Виктория. – Сейчас ещё ничего – грязь, да и всё, а пару дней назад, тут всё плавало, дорогу к моему дому полностью затопило, шла по колено в воде.

Виктория на седьмом месяце беременности, говорит, что боится: вдруг скорая не доедет. Два года назад она уже пережила трагедию – потеряла ребёнка, потому что скорая не смогла проехать. Сейчас успокаивает себя тем, что рожать предстоит в мае, и возможно, такой сильной распутицы уже не будет.

- Через неделю я ухожу в декрет, и магазин закрывается, - продолжает она. – Работать некому. Аптеки тут тоже нет.

С закрытием магазина людям придётся за продуктами ездить в Полевую. Но вот вопрос с медицинской помощью так и остаётся открытым.

- Недавно я вызывал скорую для своей матери, - рассказал житель села Кизилово Сергей Михайлович. – Машина приехала, но водитель сразу сказал, что к дому он подъехать не сможет - застрянут. Поэтому я взял чемоданы доктора, и повёл её пешком. Это хорошо, что она молодая ещё, а если бы пожилой доктор приехал?

Сергею Михайловичу 57 лет. Он всю жизнь прожил в этом селе, говорит, что дорог отродясь не было. Потом построили одну асфальтовую, но домов-то много, и они разбросаны на большой территории, в период половодья многих затапливает.

- Я раньше на тракторе работал, и ко мне всё время обращались, если надо было кого-то вытянуть на тросе или больного к скорой доставить, - рассказывает он. – А сейчас я уже не работаю, мне самому скоро операция предстоит. Душа болит за деревню! Никому мы не нужны! Помните, ледяной дождь был? Мы тогда 4 дня без света сидели. А соседи наши – вообще неделю. А ведь там семьи, детки малые, старики. На машинах сейчас к тем домам вообще не проехать. Недавно «Нива» застряла, её трактором тянули, а вчера и трактор «сел».

В деревне это привычное дело, сказал наш водитель, который сам родом из села Беседино. На остановках маршрутных автобусов множатся пары резиновых сапог, становится больше припаркованных машин на асфальтовых обочинах. Трактористы на это время становятся местными «спасателями малибу». Люди ничего не ждут, а приспосабливаются к обстоятельствам, гадая только, сильно ли они «поплывут» на этот раз.