Хранители исторической памяти

В марте работники архивов отметили свой профессиональный праздник. Для курских специалистов этот год стал юбилейным – 120 лет архивной службе Курской области. Пользуясь случаем, мы полистали подшивку газеты «Сельская новь» за 1963 год, которая хранится в архиве Курского района, и поинтересовались, о чём же писали наши коллеги 60 лет назад.

Архив Курского района расположен в посёлке Малиновый Винниковского сельсовета. Это большое помещение площадью 230 кв.м, оборудованное металлическими стеллажами. Общая протяжённость этих стеллажей 368 погонных метров, для наглядности это можно сравнить с кругом стандартного стадиона. На хранении там сейчас находится порядка 40 000 документов, из них 400 – это различные фотоматериалы, запечатлевшие историю нашего края.

Ежегодно в районный архив поступает около 2000 запросов разного характера, в основном это касается социальных или имущественных прав граж-дан. Самый старый документ здесь датируется 1943 годом - это «Журнал земельного учета». Также в архиве хранятся и очень дорогие для нашей редакции экземпляры - подшивка газеты «Сельская новь» за 1963 год. Листая её, понимаешь, как сильно изменился стиль написания, вёрстка, да и темы для материалов в те времена были несколько другие.

С кого спросить, а на кого равняться

Основными темами газетных статей того времени были: производительность труда, передовики производства, рационализаторские предложения, а ещё - тунеядцы и отстающие от плана. Вот, например:

«На молочнотоварной ферме 170 коров. 120 отелилось. А надои? В день по 4 кг на корову не выходит. Удивляться не приходится. Животных кормят два раза в сутки соломой и силосом.

- Кормов не хватает, - жалуется заведующий фермой А.Кремиз.

Но что стоят эти разговоры, если белым днём растаскивают по дворам силос. На днях колхозники были свидетелями из ряда вон выходящего факта. Тракторист Ю.Конорев вёз силос на ферму. У дома З. Шеховцовой чьи-то услужливые руки сбросили мешок, туго набитый кукурузой. И такое за кормовозами М.Калугиной, А.Бугорской, Л.Тибаевой, М. Якубенко и М. Желваковой замечалось не однажды. Однако мер к прекращению хищения кормов не принимают», - говорится в статье «На виду у всех» в № 52 от 24 апреля 1963 г. Далее рассказывается о случаях падежа в стаде животных, о плохой ситуации с искусственным осеменением и провале апрельского задания по продаже молока государству. Вместе с этим автор обращает внимание на антисанитарию в коровнике и отсутствие красного уголка.

Листаем дальше. Выпуск газеты от 1 мая 1963 года, первая полоса, естественно, посвящена празднику:

«Алые кумачи реют над землёй. Люди труда сегодня отмечают свой замечательный праздник – 1 Мая – День международной солидарности трудящихся. Особенно радостен этот праздник у советских людей. Семимильными шагами движемся к заветной цели – светлому зданию коммунизма…».

На последней полосе материал о телятнице Зое Кошёлкиной, которая помимо тяжёлой работы на ферме успевает ещё и в клуб бегать на репетиции, песни с девчатами разучивает, потом молодёжь едет с концертами то в Дроняевский сельский клуб, то в Нижне-Касиновский.

Чуть ниже, но на этой же странице, материал от директора Зоринской восьмилетней школы о том, как люди помимо работы стараются получить образование:

«20 апреля тракторист третьей бригады А. Чаплыгин ещё сидел за партой. В тот день он присутствовал на последнем занятии в шестом классе заочной школы. А на второй день рано утром Чаплыгин уже был в поле. Вместе со своим напарником Н. Рагулиным и прицепщиком Н. Чаплыгиным, тоже учащимися заочной школы, он за два дня пробороновал клевер на 150 гектарах, сеял зерновые…».

Сегодня такие статьи уже не встретишь, само понятие вечерней школы ушло в прошлое.

О «знаменитом» знахаре и лебяженских атеистах

Статья с таким заголовком вышла в №70 от 6 июня 1963 года. В ней рассказывается о знахаре Горякине, к которому едут люди из соседних и дальних деревень… за «чудесами». А он даёт им травы и советует читать молитвы. Казалось бы, сегодня это тоже многих возмутило бы, особенно работников медицинской сферы, но тогда – во времена атеизма – акцент больше делался на религиозную составляющую:
«И вот обе женщины приехали из Солнцева в Лебяжье, чтобы полечиться у «знаменитого» знахаря. «Лекарь» дал им варево из трав, посоветовал усердно помолиться богу, иначе травы не помогут. И пошли женщины домой, славя бога и знахаря… Всё это происходит на глазах медработников З.Носовой и А.Носовой. Им как будто бы безразлично, что Горякин обманывает людей».
В качестве доказательства, что он именно обманывает людей, автор статьи приводит такой случай: «Заболели в колхозе телята. Горякин похвастался, что может их вылечить. Но лечить всё же не взялся – побоялся. Телят вылечил ветфельдшер».
Дальше в этой же статье:
«В селе Лебяжьем действует церковь. Как же так случилось, что дочь Ф.Козлова, учительница одной из свободинских школ, пошла в церковь перекрестить ребёнка? В сельском Совете и в Лебяженской школе убеждены: в церковь ходят только старички да старушки, они, мол, и в бога верят уже по привычке. Но вот крестят детей даже молодожёны. Е.Меркулова – молодая женщина – училась в советской школе, слушала беседы учителей по атеизму. А когда родился ребёнок, вместе с братом Александром и соседкой Л.Носовой она понесла его в церковь крестить…».
Нетрудно, кстати, догадаться об «источниках» подобной осведомлённости автора. Наверняка, они живут в той же деревне.
Продолжая листать подшивку, невольно обращаем внимание на иллюстрации, особенно портреты. Улыбающихся передовиков, оптимистично смотрящих вдаль, время от времени сменяют хмурые, отёкшие или морщинистые лица тунеядцев. Но, кстати, заметки о них читать почему-то интереснее всего.

«На полях колхоза «Октябрь» зеленеют посевы, здесь работают механизаторы, колхозники и колхозницы. Но если вы побываете в деревне Букреево, вам может встретиться человек атлетического телосложения – это Михаил Степанович Чуйков. В прошлом Чуйков имел одну цель – уходить от одной жены к другой и «греться» на жениных харчах. Долго блукал Чуйков по разным углам, а когда стукнуло 45 лет, решил остановиться у Екатерины Хмелевской. Тяжёлым бременем стал Чуйков для семьи Хмелевской. Новый «хозяин» нигде не работает. Недалеко от М.Чуйкова живёт всем известный пьяница и шабашник Иван Егорович Чуйков…», - и далее в том же ключе рассказывается о ещё троих жителях. В конце – вопрос прокурору: «не пора ли применить советский закон и заставить тунеядцев трудиться в специально отведённых местах?».

Сегодня эти материалы, конечно, воспринимаются иначе, многие вызывают улыбку. Но если задуматься, газета тогда была очень мощным рычагом давления, её ждали, хотели попасть на страницы, гордились или, наоборот, боялись быть разоблачёнными, старались что-то изменить. Сейчас времена другие, но газета остаётся, и продолжает знакомить читателей с жизнью района, его проблемами и успехами. Спасибо при этом нашим архивистам, что сохраняют историческую память для нас и будущего поколения.