Кто в доме хозяин?!

В эту пятницу, 10 февраля, в народном календаре отмечается День рождения домового — Кудесы. Слово «кудесничать» означает «проказничать, шалить». А еще «кудесами» раньше называли бубен — один из древнейших музыкальных инструментов, который использовали для общения с духами. Кто предки домовых и как сделать дом местом силы, выясняла «СН».

Вера в духов, так или иначе контролирующих дом и оберегающих или мешающих его хозяевам, присуща многим народам мира. Этих духов боялись, уважали, искали с ними дружбы. Наши православные предки ходили в церковь, молились, но жили по принципу «на Бога надейся, а сам не плошай», поэтому в быту старались не нарушать дохристианских обычаев — покормить домового, уважить банника и так далее. Даже в наше время мы следуем этим традициям, которые для нас давно утратили смысл.
Как и большинство народных праздников, День домового тесно связан с традицией почитания предков. По своему происхождению Домовой – это умерший хозяин дома, тот самый первый предок, кто этот дом и построил. На это четко указывает этнография. С этим связано много поверий, поговорок и обрядов. Например, раньше считалось, что мужчина, который строит дом, строит себе «домовину». То есть станет впоследствии его духом-хранителем. Поэтому наши предки приносили «строительную жертву» - когда дом готов, на пороге резали петуха или барана и угощали соседей, а иначе считалось, что дом выберет себе жертву сам — либо хозяина, построившего дом, либо первого человека, который туда войдёт.

В этнографических справочниках есть информация, описывающая распространённый по всему миру обряд жертвоприношения, совершавшийся при закладке различных строений — домов, крепостей, ворот, насыпей, замков, мостов и иных сооружений. В фундамент или основание строения, закладывали человека или же замуровывали его в стены здания. Вот как это описывается в предании об основании Новгорода, вернее его крепости: «когда Славенск запустел, и понадобилось срубить новый город, то народные старшины, следуя древнему обычаю, послали перед солнечным восходом гонцов во все стороны с наказом захватить первое живое существо, какое им встретится. Навстречу попалось дитя; оно было взято и положено в основание крепости, которая потому и названа Детинцем».

После такой информации домовой уже не кажется милым Нафаней из мультика, правда? И становится более понятным обычай запускать первой в новый дом кошку.

Домовёнок Кузя или барабашка?

С течением времени кровавые жертвоприношения замещались более мягкими, но всё равно дарами и приношениями. Ослабленная форма принесения строительной жертвы закодирована в поверье: первый умерший в доме становится его домовым. Причём подчас неважно, умирает ребёнок или старик. И тот, и другой одинаково называется «родителем», отождествляемым с домовым, поскольку душа умершего, как следует из других верований, сливается с общей, коллективной, семейно-родовой душой.

Согласно поздним мифологическим рассказам и сказкам домовые, как и люди, оказываются разными по характеру. Среди них встречаются злые и доб-рые, мрачные и весёлые, спокойные и неугомонные, шутливые, озорные. Они не лишены добродетелей, равно как и человеческих слабостей. Среди домовых всегда найдётся картёжник, матюкашник и даже любитель выпить. Предполагается, что дух - «хозяин» наследует те черты характера, которые имел при жизни предок-родоначальник, осмысляемый со временем в качестве домашнего духа. Поэтому, обитатели дома старались найти к нему подход — неизвестно, кто живёт за печкой — домовёнок Кузя, Нафаня или злобный Барабашка.

Кушай кашу, да оберегай семью нашу!

Во всех религиях, почитающих предков как души, которые помогают своим потомкам из загробного мира, принят обряд «кормления предков». Для этого готовили специальные обрядовые угощения (блины) в особые дни поминовения и ставили их на окно — для душ, ушедших в загробный мир. В наши дни эта традиция проступает в стремлении принести еду на могилки и, кстати, кушать на природе, устраивая пикники.

Получается, что 10 февраля, на Кудесы, в день рождения Домового, кормили (подносили угощение) предку-защитнику дома. Что означало — мы тебя помним, любим, почитаем, и ты нам помогай.

Чтобы окончательно оСВОИть дом, в нём должны совершиться несколько переходов: свадьба, рождение и смерть, считали наши предки. Вот тогда, если в доме хорошие хозяева, уважающие предков и любящие друг друга, дом станет надёжной защитой и будет чутко реагировать на изменения внешнего мира, давая хозяевам подсказки, тепло и защиту, - так считалось в народной культуре.

Понятие о предке - домовом, оберегающем, дом существует не только в русской народной традиции. У домовых много иностранных «родственников».

В Древнем Риме существовали лары (духи предков, присматривающие за потомками), пенаты - божества кладовых, ведущих учёт припасам.

В Пруссии - Хайнцели (предки и наших домовых) - карлики-крепыши, обросшие густой ярко-рыжей шерстью, обладатели длиннющих холёных бород, закрученных вкруг поясов красных либо зелёных колпачках.

В Германии, Дании - Вигты - обладатели длинных седых бород, кустистых бровей, толстеньких пузиков и тоненьких ножек, глубоко посаженных зелёных глазок и грубого низкого баса.

В Европе, особенно северной - Брауни - нечёсаные светлокожие домовята с пронзительно-голубыми глазами.

В Беларуси - Хатники и Подпечники.

Английский домовой - Хобгоблин - добродушный, но весьма обидчивый, пухленький, покрытый густой тёмной шерстью, а на лице всегда какой-то беспорядок - то нос не на месте, то брови.

Самые молодые и популярные домовые — это калининградские Хомлины, бронзовые статуэтки которых разбросаны по всему городу. Их поиск — особая забава для туристов. Нужно непременно найти всё семейство - дедушку и бабушку, папу и маму, плюс троих детей — двоих мальчиков и одну девочку. Это мифологические существа, которые живут рядом с людьми и приносят добро и счастье, а ночью они мастерят изделия из янтаря, - легенду об этом вам расскажет любой калининградец.