Загадочная «тарелочка» из Беседино

Недалеко от села Беседино есть загадочное место, которое местные жители называют «тарелочкой». Поговаривают, что здесь ушла под землю огромная церковь, а на поверхность иногда выходят ордынские клады. За отгадками мы отправились в Беседино и Курский археологический музей. 

«Тарелочку» знает любой житель Беседино и окрестных деревень. Она находится недалеко от самого села между деревнями Шеховцово и Городище, на правом берегу реки Рать.
Старожилы сказывали, что ходили раньше под Пасху к «тарелочке» слушать, как из-под земли раздаётся звук колоколов и пение. Многие слышали. А некоторые ещё и видели на горе свечи в святые праздники. Такие истории нам рассказали ученики Бесединской школы, а те, соответственно, узнали их от своих бабушек и дедушек. Рядом с городищем иногда находили старинные монетки. Отсюда, видимо, и пошла легенда о находящихся внутри холма кладах. Каждый год выпускники ходят на «тарелочку» встречать рассвет. Вид с неё открывается шикарный!

Мы подъехали к этому месту со стороны Беседино. Проехать мимо невозможно — действительно складывается такое ощущение, что гигантской тарелкой накрыли огромное поле. Вот бы приподнять и посмотреть, что под ней. В поисках ответов мы отправились в археологический музей — ведь рукотворный холм, как слоёный пирог, содержит в себе артефакты нескольких эпох.

Есть город золотой

Ратское городище (по названию реки Рать, протекающей в низине) — достаточно известный памятник археологии, состоящий из самого городища (тарелочка) и прилегающего к нему поселения, которое находится за валами городища, там где пашутся поля.

– Нижний слой комплекса относится к IX веку, верхний – к XIV веку до нашей эры, –рассказали нам в музее. Как утверждают учёные, впервые люди появились здесь еще в эпоху бронзы, затем в скифское время, тогда было возведено первое укрепление. Позднее, в IX–X веках, в этом месте обосновались северяне, и комплекс увеличился в размерах. Существовал он и в древнерусское время. В 1239 году городище было сожжено монголами. Но жизнь продолжилась – место облюбовали ордынцы. В конце XIII – начале XIV веков здесь появился большой монгольский город, который, по всей видимости, находился под прямым управлением Золотой Орды. В то время как в Рыльске и других древнерусских городах были свои князья-наместники, платящие дань Орде, Ратским городищем управлял ордынский темник, а территория современного Курска, включая Ратское городище, называлась Курская тьма.

- Скорее всего, это был богатый торговый город, о чём говорят находки, хранящиеся у нас в музее, - рассказал нам главный хранитель музея Александр Зорин. - Судя по найденным монетам, не только серебряным, но и медным, торговля здесь шла бойко. Чего не скажешь о подобных ордынских городищах Поволжья. Сюда приезжали византийские и восточные купцы, было развито ремесленное производство. Ордынцы привозили восточную керамику, чугунные чаны для приготовления пищи, обломки металлических зеркал, характерных для того времени. Сейчас они покрыты патиной, а раньше их полировали, обливали водой, и уже можно было в них смотреться. Были найдены и предметы вооружения: наконечники монгольских стрел, булава с металлическим набалдашником, меч, бронзовая шпора второй половины XIII века — она была с железным колёсиком. Такие принадлежали не рядовым, а достаточно знатным воинам. В этом городе жили и русские, и ордынцы. В краеведчес-ком музее хранится золотой перстень, на щитке которого красуется арабская надпись с пожеланиями благополучия хозяину. Скорее всего, он принадлежал богатому представителю ордынской власти. Ещё одна находка - перстенёк со стеклянной вставкой-фигурой человека. Этот перстенёк был изготовлен в византии XIV века, так что фигура эта, скорее всего, символизирует тогдашнего византийского императора.

Кирпичи с «тарелочки» - в основании Знаменского собора

Кстати, слухи об ушедшей под землю церкви не безосновательны. На Ратском городище в большом количестве найдены обломки кирпичей. Было предположение, что это старинный храм. С середины XVII века известно, что на этом месте стояли вросшие в землю каменные палаты.

- Сейчас трудно сказать достоверно, что это было: церковь, мавзолей, а может быть и остатки городских ворот, но из документов того времени известно, что кирпичи с «тарелочки» выламывали и возили на строительство первого Знаменского собора, - рассказал Зорин.

Поэтому сами палаты, чем бы они ни были, до нашего времени не сохранились, а обломки кирпичей часто находили в пахоте на месте древних селищ вокруг городища. Один из них, с отпечатанной собачьей лапой, хранится в археологическом музее и датируется XIV веком. Там же есть стенд с найденными на «тарелочке» и в окрестностях крестиками - каменными, проволочными и деревянными. Обнаружены и старинные иконы, одна из которых содержит изображение святого князя, а так как их было не так много, по типологии удалось установить, что, скорее всего, это часть иконы с ликами Бориса и Глеба.

На ней изображён человек с мечом, шейной гривной, в плаще, панцире, и держит в руке крест. Это святой, воин, князь, скорее всего Борис или Глеб. Там же найдена и каменная резная икона с греческой надписью. Все эти интересные находки показывают уровень развития самого города, развитие ремесла и торговых связей.

На реке Рать, но не Ратно...

- Ратский комплекс - уникальный памятник, позволяющий нам исследовать период, о котором никаких письменных сведений не сохранилось, - рассказал Александр Зорин. - Такие сведения в летописях достаточно немногочисленны. Сам Курск и его земли за 400 лет упоминаются около 25 раз. И это просто упоминание, а как люди жили, какова была местная история, мы просто не знаем. Про период ордынского времени у нас в принципе нет никаких упоминаний. Мы даже не знаем, как назывался этот город, который процветал на месте Ратского городища. Возможно, он где-то и упоминается, но мы не можем его соотнести именно с этим конкретным местом.

В свое время Владимир Васильевич Енуков, руководитель НИИ Востока Руси, который активно участвует в раскопках ратского городища, предполагал, что этот город назывался Ратно. Он основывался на упоминаниях этого названия на ярлыках татарских ханов. Это было в 1990-м году, когда раскопки и исследования только начались. Но потом от этой версии пришлось отказаться, так как совершенно точно был найден город Ратно. Он находился в современной Тульской области. Поэтому название города под Беседино пока так и остаётся загадкой истории.

- Этот город мог действительно не упоминаться нигде, - поясняет Александр Зорин. - До монгольского нашествия это был рядовой городок, каких было много, и не в каждом происходило так много событий, о которых стоило бы писать в общей летописи, а местной летописи у нас нет. Во время ордынского господства, эта территория и вовсе выпала из поля зрения русских летописцев. Да и во время литовского княжества это тоже была отдаленная восточная граница, о которой вообще нет упоминаний нигде.

Город не был сожжён или разорён, этому нет никаких свидетельств. Он медленно перестал существовать уже в XV веке, уверены учёные. Именно на этой дате заканчивается слоёный пирог его истории. В конце XIV века в Орде начинаются смуты, борьба за власть, появляется несколько претендентов на престол. Они между собой воюют, разоряют владения своих конкурентов и этим пользуются соседи. В 60-х годах XIV века сюда совершали походы правители великого княжества литовского, князя Ольгерда. И эти земли на долгое время вошли в состав великого княжества литовского. Все эти войны (попытка орды вернуть эти земли, Литвы - удержать, а тут ещё появляется московское княжество, которое тоже претендует на данную территорию) и привели к разорению. Город начал истощаться и приходить в упадок. Старые торговые связи с ордой рвутся, соответственно купцы, которые вели торговлю, остаются не у дел и начинают разъезжаться. Ремесленники, обслуживавшие купцов, тоже уходят. Постепенно город исчез. И уже на документах XVII- XVIII веков говорится о том, что здесь находится пустое земляное городище с оплывшими валами и больше ничего. Собственно такой нам и досталась «тарелочка» в наследство.