Со светлой пасхой

«Примите, едите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание», - с такими словам Иисус Христос обратился к своим ученикам накануне своей казни на Голгофе.

Пасха — это праздник победы над смертью, само слово в переводе с еврейского означает «перешагнуть» или «перейти». И корнями своими праздник уходит не к Христу, а намного дальше, к Моисею, который повелел отмечать Пасху в память об освобождении еврейского народа из рабства. А для учеников Иисуса, которые разделили с ним хлеб и вино на Тайной Вечере, Пасха стала днём скорби.

Сама же традиция печь куличи и красить яйца никак не относится к тем далёким событиям. Значение этих символов у славян было совсем другим, и относилось к празднованию Великдня, или Нового года, который на Руси отмечался весной и символизировал пробуждение природы. Такими дарами славяне задабривали своих языческих богов, а византийские монахи считали это большим грехом и всячески пытались бороться с подобными традициями.

Переход в христианство на Руси был долгим, даже принимая веру, люди сохраняли языческие традиции, что впрочем можно проследить и сейчас. Есть свидетельства, что Иоан Грозный пытался бороться с двоеверием, но это не помогло. И церковь сдалась. К XVIII веку пасхальный кулич и крашенные яйца стали христианскими, и они прочно укрепились в сознании народа как символы православной веры.

Тем не менее в истории России наступил период, когда вера стала гонимой, и люди перестали праздновать Пасху вовсе, как и другие религиозные праздники. И ни одна газета не смела писать про Воскресение Христово. В подшивке СН первое упоминание о Пасхе мы нашли за 1992 год, где корреспондент Л.Алёшин рассказывает о том, что мальчишками втихаря от учителей и пионервожатых всё же стукались разноцветными яйцами и играли в «каталки» на переменах.

Сегодня же Пасха один из самых больших и светлых праздников для всех вне зависимости от степени их веры. По статистике лишь 1% населения соблюдает Великий Пост, посещает службы и причащается по воскресеньям. А вот праздновать Пасху любят 80% россиян.