Голос митрофановского храма

Год назад храм Митрофания Воронежского в Лебяжьем обрел голос. Перед Пасхальной седмицей на храме были установлены новые колокола, которые прибыли из Тобольска. На колокола собирали всем миром. Планировалось, что это будет наземная детская колокольня, на которой будут обучаться звонарному мастерству юные прихожане. Волей обстоятельств, колокола подняли наверх, и они украсили старинную колокольню.

Бом…бомм… отбивает ритм благовест, подключается перезвон, и зазвоны наполняют звучание объёмом. Голос митрофановских колоколов разливается на несколько километров. В отличие от городских храмов, не ограничен тесным городским пространством, не перебиваем  городскими шумами. Александр Светличный – юный звонарь храма Митрофания Воронежского в Букреевке, преподал нам азы искусства колокольного звона. Ему 15 лет, а звонит он примерно с 10-ти.

- Для этого не требуется музыкального образования, но желательно обладать чувством ритма. Без него придётся трудно, - рассказывает он. Самая большая сложность - уметь работать руками и ногой не согласованно. Нога обивает ритм при помощи педали, которая запускает Благовест - самый большой колокол. Одна рука исполняет подзвонную мелодию, а вторая заставляет звучать зазвоны - самые высокие голоса. Благовест и Трезвоны - самые низкие по звучанию и самые тяжёлые колокола. Они задают ритм.  Подзвонные - средней частоты, а  зазвоны - самые высокие ноты, которые и создают настроение, яркость и насыщенность звона. Характер звона не одинаков – в дни поста наиболее сдержанный, а в праздники, особенно Пасхальную седмицу - более сильный и торжественный.

В Курской области нет учебных заведений, где специально обучали бы звонарей. Знания предают, что называется, из рук в руки.

- Я сам в 8 лет, пришёл в воскресную школу при Сергиево-Казанском соборе, рассказывает он. Больше всего мне нравились уроки по колокольному звону. Теорию и практику мы проходили сразу на колокольне, а чтобы не переполошить округу, на язычки колоколов надевались пластмассовые заглушки. После обучения мне доверили звонить самостоятельно. У меня не было волнения, потому что это было знакомое место, и колокола к  которым привык. Была только гордость, что довелось впервые звонить в одном из самых значимых Курских храмов.

Голос храма – это руки звонаря, играющие мелодию или свою, или же готовые звоны.

- Обычно я импровизирую, готовые звоны пока не изучил, говорит Александр. Каждая служба неповторима. Я прихожу в храм за 20 минут до службы, прошу благословение у батюшки и начинаю звонить. В этот момент у меня все мысли заняты колоколами. Для меня нет неудачных дней или плохого настроения - я получаю удовольствие и радость от каждого звона.

В храм Митрофания Воронежского Александр приезжал с родителями, в своё время они помогали восстанавливать храм, а затем он стал родным. И первый звон на колокольне восстановленного храма доверили юному звонарю. Сюда он старается приезжать каждые выходные, иногда остается после службы, чтобы помочь юным прихожанам освоить азы колокольного звона.

- Я ещё не знаю, где буду учиться после школы, возможно, уеду в другой город, - делится он своими планами. Знаю однозначно, что не уйду из храма и буду продолжать звонить.

Кстати, впереди светлая пасхальная седмица, когда всем желающим разрешено подняться на колокольню и позвонить во все колокола. Кто этого ни разу не делал - стоит попробовать, говорят, под колокольный звон исполнится самое заветное желание.

- Всю светлую седмицу я планирую провести в Букреевке, так что с удовольствием проведу мастер-класс для желающих, - пообещал нам Александр.

Кстати

В прошлом веке люди прислушивались к колокольному звону. Понимали, о чем он говорит – вот призыв на службу, этот заупокойный, а это праздничный. Колокола отбивали время дня, вехи года и человеческой жизни.

Каждый звон выполняет свою роль в богослужении. Благовест созывает людей в храм перед началом службы. Перебор — погребальный звон. Поочередные удары в каждый колокол от малого к большому символизируют человеческую жизнь в ее развитии и взрослении. В конце каждого «круга» перебора ударяют единожды во все колокола одновременно, символизируя прерывание земной жизни.

Перезвон подчёркивает важность предстоящей службы. Удары от самого большого до самого маленького колокола совершаются, например, перед выносом Плащаницы. В чине водоосвящения перезвон символизирует сошествие Благодати Божией. В чинопоследовании Великого Пятка знаменует истощение сил Спасителя.

Трезвон с его разнообразием ритмических фигур призван создавать ощущение сугубого торжества и ликования. Он звучит в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, во время крестного хода.