Рождество Твоё, Христе Боже, воссияло светом знания!

Он родился в хлеву и вместо колыбели был положен в кормушку для скота. Он – Спаситель мира, Богочеловек. Интересно также, что история рождения Иисуса Христа описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось гораздо позже. А всё потому, что по иудейской традиции не принято было праздновать дни рождения. Итак, 7 января все православные христиане отмечают один из двунадесятых великих праздников – Рождество Христово. Какие традиции связаны с ним? И откуда они появились? А также многое другое в нашей статье.

 

Так Рождество или Богоявление?

Первые упоминания о Рождестве Христовом относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления или Крещения. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события: рождение Иисуса, принесение Ему даров волхвами и Крещение. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой». После IV века праздники Рождества и Богоявления разделили, что было логично.

К слову, Рождество Христово — один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми, то есть, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. 

 

Базилика над пещерой

На месте, где Бог пришёл в мир в городе Вифлеем (Палестина), сейчас находится базилика (прямоугольный храм с колоннами) Рождества Христова. Её заложила равноапостольная императрица Елена (250-330 гг.), мать первого христианского царя Константина.

Сегодня храм Рождества – это комплекс построек различных стилей и разных эпох. Снаружи он напоминает крепость. Вступая в её главную дверь, придётся наклониться - высота проёма всего 120 см. Раньше она была намного выше, но во времена арабских и турецких завоеваний христиане сделали вход низким, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошадях. С тех пор эту дверь именуют «врата смирения».

Пещера Рождества находится под алтарём, в неё спускаются по древней лестнице. Здесь ещё холодней. Недаром на иконах и картинах Рождества мы видим, что Святое семейство окружили домашние животные – волы, овцы, ослы - они согревали людей своим дыханием. В такой обстановке, полной лишений, появился на свет Богомладенец. Стены пещеры в наше время задрапированы красивыми тканями, повсюду горят лампады и свечи.

Место рождения Иисуса в восточной части пещеры обозначено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Неподалёку находятся ясли – кормушка для скота, ставшая первой колыбелью Христа. Дощечки из неё убраны, но хранятся в Храме. Дары волхвов (золото, ладан и смирну (масло)) тоже сохранились, но находятся на Афоне.

 

Молочный грот

Если встать на площади лицом к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая улица Молочной пещеры.

В пещере этой, по преданию, Святое семейство скрывалось от воинов Ирода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол, и своды пещеры внезапно побелели.

Женщины, которые желают родить, но не могут, соскабливают со стен этого грота известняк, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что вкусив его, они рожают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. Свидетельствами этому являются многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами. Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшает икона «Млекопитательница».

 

А что такое Вертеп?

В Церкви всё неслучайно и символично, особенно когда дело касается великих праздников. Поговорим о символах Рождества Христова. Один из них напрямую связан с местом рождения Спасителя – пещерой. В России символом данного места является Вертеп – макет пещеры с яслями, где лежит в пеленах Богомладенец, Божией Матерью и Иосифом Обручником. Вертеп делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Эта традиция «приехала» в Россию из средневековой Западной Европы. 

«… Тёмная пещера Рождества, уже напоминающая будущий Гроб, ныне славящийся своей пустотой. Гроб Христов – это такая же пещера, как и грот Его Рождества, - отмечает современный проповедник протоиерей Андрей Ткачёв. - Всю короткую земную жизнь Свою Христос шёл от одной пещеры к другой, от пелёнок Младенца к пеленам погребения»…

 

Свет звезды

Ещё один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Её лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше её устанавливали и на купола первых церквей. С Вифлеемской звездой по домам ходили Христославы.

 

Легенды о Рождественской ели

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за своё положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары — плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. «Привёз» её Петр I, но изначально её ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось только в XIX веке. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

 

Христославы или культурные попрошайки?

До сих пор некоторые из нас сомневаются, открывать ли колядующим дверь в Рождество Христово. Дело в том, что христианство на Руси очень долго приживалось и зачастую случалось так, что языческие традиции соединялись с христианскими. Поэтому, когда  приближалось Рождество, колядовщики, прикрывающие лица масками, обходили дома, славили хозяев и Коляду - бога Солнца, и богов плодородия - Овсеня, Таусеня, Винограденя. И за труд свой обязательно требовали вознаграждение. А в противном случае – угрожали хозяину несчастьями и неурожаем. Вот такое культурное попрошайничество.

С развитием христианства появились Христославные колядки. А самих колядовщиков стали называть Христославами.

Ещё одной языческой традицией является гадание на праздник Рождества Христова. Но она вряд ли интересна верующим, вручившим своё будущее и свою жизнь Богу.

 

Пост и сочельник

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Пост — это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека.

Накануне рождества (6 января), в Сочельник, готовится особое блюдо — сочиво. Слово «сочельник» как раз связано с ним. Это блюдо из отваренных зёрен пшеницы или риса с мёдом. Сочиво едят утром 6 января – после литургии.

Кстати, известное высказывание о том, что есть нельзя «до первой звезды» тоже не выдумка. «Первой звездой», или символом Вифлеемской звезды, является свеча, которую выносят во время литургии утром 6 января на середину храма и перед которой впервые поют тропарь (то есть, краткое песнопение, раскрывающее суть праздника) Рождеству Христову.

Верующие стараются 6 января вкушать только сочиво, потому что в этот день пост является самым строгим, так как впереди всенощное бдение, или ночное праздничное богослужение. Подобных всенощных бдений в церковном году только два – на Пасху и на Рождество Христово. Вот почему Рождество называют «Зимней Пасхой».

 

Рождественский кекс

С 7 января для верующих наступает время святок – праздничных Рождественских дней. В это время пост завершается, и на столы ставятся всевозможные яства. А также Рождественские кексы. Рецептом одного из них поделилась с нами подписчица Светлана Борисова. Вот уже более 5 лет женщина радует свою семью этим рождественским угощением.

Возьмите: 1 стакан муки, 100 г сахара, 120 г сливочного масла, 2 яйца, 1 чайную ложку разрыхлителя, половину чайной ложки соли, 2 г ванилина, 10 штук чернослива, половину стакана цукатов ананаса, 1 стакан ореховой смеси, 100 г густого повидла, 2 столовые ложки любого крепкого напитка (коньяк, ром, водка).

Взбиваем сливочное масло и сахар. В смесь добавляем яйца и снова взбиваем. Затем засыпаем в нашу смесь просеянную муку, соль, разрыхлитель и снова перемешиваем.

Орехи крупно режем, чернослив делим на 4 части. Половину стакана орехов соединяем с тестом, туда же добавляем чернослив, немного цукатов, 2 ложки крепкого напитка и ванилин. Смешиваем.

Форму обильно смазываем сливочным маслом, выкладываем тесто. При температуре 170 градусов выпекаем примерно 1 час и 20 минут. Пока кекс остывает, берём повидло, вливаем в него 3 столовые ложки воды и разогреваем на водяной бане или в микроволновке. Делим повидло на 2 половины. Часть выкладываем на кекс, посыпаем его цукатами и орехами и снова смазываем второй частью повидла. Приятного аппетита!

 

И ангелы на небе запоют!

В праздник Рождества Христова важны не только угощения на столе, но и весёлое времяпрепровождение. Никто не должен скучать, особенно ребятня! Для этого мы посоветуем игру у ёлочки и Рождественский хоровод.

Хоровод, в котором могут участвовать и взрослые. Становимся с детками в круг и хором произносим:

На небе тишина вокруг,

Сияют звёзды там и тут, (когда произносим эту строчку, поднимаем руки вверх, скрестив указательные пальчики (получается звёздочка). Медленно опускаем руки ладошками вниз).

К Марии Ангел слетает,

Благую весть возвещает.

Затем, идём по кругу хороводом и поём:

Пойдешь, Мария, в Вифлеем,

Дитя родится тут,

И ангелы, и ангелы

На небе запоют. (Последние две строчки повторяем два раза).

Останавливаемся, руки сворачиваем у рта в виде трубы и произносим хором:

Царь в этот год указ издал:

Переписать весь свой народ.

Идти в тот город приказал,

Откуда родом тот (эти слова произносим, указывая в центр круга указательным пальцем).

И снова идём по кругу и поём:

Пошел Иосиф в Вифлеем,

Марию взял с собой,

Но долог путь, настала ночь

И нужен им покой (две последние строчки повторяем два раза).

Садимся на корточки, стучим по полу и произносим:

Тук, тук, добрый человек,

Очень нужен нам ночлег.

Разводим руками, качаем головой и произносим:

Нет, в нашем доме места нет.

Спросите у соседа.

Повторяем:

Тук, тук, добрый человек,

Очень нужен нам ночлег.

Разводим руками, качаем головой и произносим:

Нет, в нашем доме места нет.

Но есть свободный тёплый хлев.

Хором читаем:

Вот наконец нашли приют

В хлеву, где овцы спят. (Ручки под щёчку).

В полночный час взошла звезда,

Мария Сына родила («качаем младенца»).

Идём по кругу и поём:

Вот пляшут ослик и бычок,

И светит всем звезда.

Настал тот день, настал тот час

Святого Рождества. (Две последние строчки повторяем два раза).

Подготовила Надежда Глазкова