Чтобы состоялись другие ёлки

Общаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, я всегда интересовалась их бытом на фронте и уж конечно тем, как бойцы отмечали праздники. Накануне 2021 года мне повезло: в подшивке газеты «Сельская новь» за 1975 год, когда вся наша страна праздновала 30-летие Победы, в первом номере была размещена статья «Несостоявшаяся ёлка». Это воспоминания о фронтовом Новом годе, которые были написаны капитаном запаса Борисом Львовичем Николаевым из села Беседино.

Дело в том, что Борис Львович был внештатным корреспондентом «СН», так как в разных номерах встречаются материалы ветерана. В основном это либо воспоминания о фронтовом прошлом, либо небольшие, но очень интересные очерки об участниках Великой Отечественной войны из Курского района.

Но это далеко не всё! Как оказалось, Борис Николаев не просто ветеран! Борис Львович воевал с первых дней Великой Отечественной (когда началась война, ему было 22 года), отправился на фронт младшим лейтенантом, а вернулся капитаном, был командиром роты 452 отдельного линейного батальона связи. Впечатляют и награды ветерана: Ордена Отечественной войны I и II степени, Орден Красной звезды, медали «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией…», «За оборону Москвы». Именно недалеко от Первопрестольной под новый 1942 год и произошли события, о которых рассказывает Борис Николаев в своей статье.

«В конце декабря мы находились в прифронтовом лесу, в Подмосковье. Наши части перешли в контрнаступление, нанесли врагу сильный удар. Фашисты были отброшены от Москвы более чем на сто километров.

Подразделение готовилось к новому наступлению. Кто-то из бойцов подал мысль поставить новогоднюю ёлку. Выбор был большой. Стеной стояли лесные красавицы. Возможно, именно отсюда сейчас выбирают двадцатиметровую великаншу для главной ёлки страны в Кремле.

Наша ёлка была небольшая, пушистая. Все приняли участие в подготовке к празднику. Особенно старались узбеки Абухабиз Адажбаев и Рашид Ненашев. Достали где-то цветной бумаги. Сержант москвич Женя Фролов вырезал разных зверьков, звёздочки, фонарики. Курянин Коля Захаров достал из вещевого мешка стеариновые свечи. Кто-то смастерил из зенитных гильз лампы. Определили, кто будет Дедом Морозом, кто – Снегурочкой.

Наметили план праздника. Он обещал быть весёлым. Тем более, что должны были получить праздничные посылки. Наши поэты сочинили задорные частушки про фрицев.

Наступило утро 31 декабря. Настроение приподнятое. Каждый старается посмотреть на красавицу ёлку. Но вот прибыл связной из штаба с приказом: в новогоднюю ночь выбить фашистов из города Малоярославца. Возбуждённые предстоящим наступлением, покидали мы лес, прощались с ёлкой.

Восточная окраина города была сильно укреплена. Но наши войска предприняли обходной манёвр, зашли с запада. И когда Кремлёвские куранты отбили полночь, начали штурм. Удар был внезапным. Пьяные фашистские солдаты – они встречали Новый год – выскакивали из домов, падали под разящими пулями. Наступил рассвет. Мы собрались у памятника русской славы, воздвигнутого в Малоярославце в честь победы над войсками Наполеона в 1812 году. Дали автоматно-оружейный салют наступившему тысяча девятьсот сорок второму году.

Не удалось нам тогда встретить у ёлки Новый год. Но никто об этом не пожалел. К вечеру приехал старшина Пётр Ряузов, пришли новогодние посылки фронтовикам от рабочих «Уралмаша». Кому достались тёплые рукавицы или носки, любовно вышитые кисеты с табаком. Каждому старшина подал по «шкалику» спирта. Подняли железные кружки, выпили за Новый год, за нашу Победу!

Много было встреч Нового года. Но тот запомнился на всю жизнь».

Позволю себе добавить: и пусть та ёлка не состоялась, зато потом состоялось много других! Светлая память нашим героям!