Прошли через Сталинград и вернулись в родной район

Второго февраля исполнилось ровно 78 лет с тех пор, как завершилась одна из крупнейших битв в Великой Отечественной войне – Сталинградская. Буквально накануне этой даты нашему корреспонденту удалось узнать, что среди жителей Курского района были участники сражений под Сталинградом. Воспоминаниям героев посвящена целая страница газеты «Сельская новь» от 22 февраля 1975 года. В тот год ветераны великой Отечественной войны были ещё в том возрасте, когда здоровье позволяло посещать различные мероприятия и щедро делиться воспоминаниями. Прошло более 40 лет и, увы, наших героев нет в живых, но осталась память о них и даже фото (пусть и не очень хорошего качества). Если кто-то узнает своего деда или прадеда – будем очень рады.

Алексей Семёнович Шилин, пулемётчик, войну закончил младшим лейтенантом. Был инвалидом войны II группы. Жил в деревне Халино Бесединского сельсовета:

- Когда началась Великая Отечественная война, мой возраст не подлежал призыву в армию. Но я и другие ребята пришли в райвоенкомат и заявили: «Хотим бить фрицев, пошлите на фронт». Нам отказали раз, другой. Потом офицер всё же согласился, выбрал самых крепких и здоровых.

«Пока пошлём на военные курсы, а научитесь стрелять – пойдёте на фронт», - сказал он нам.

Радости не было конца.

Но учиться пришлось в глубоком тылу, каждый стремился скорее попасть на передовую…

И вот наша часть на Сталинградском фронте. Вначале был пехотинцем, ходил в разведку, приводил «языка».

Потом стал пулемётчиком. Немцы нередко применяли такую тактику: посадят на танки группы автоматчиков и доставляют их в наше расположение. Этот манёвр мы быстро разгадали и пулемётным огнём разили фашистов.

Однажды нашу пулемётную точку заметил гитлеровский танкист. Развернулся и направился на нас. Командир был убит, я принял командование на себя. Нас осталось 9 человек. Все сражались стойко, смело. Танк подбили, пехоту уничтожили. Но тут подошли ещё несколько танков – хотели нас окружить и взять в плен.

Но фашисты просчитались! Мы приняли круговую оборону, а тут подошло наше подкрепление. Медалью «За отвагу» отмечен я за этот бой.

Под Сталинградом я был ранен, но возвратился в свою часть. Потом сражался на Курской дуге, в Румынии, Венгрии.

Алексей Иванович Каменев, старшина, служил в составе расчёта противотанкового орудия. Участвовал не только в боях за Сталинград, но и освобождал города и сёла Украины, Белоруссии, форсировал Буг. Сражался за Будапешт. После войны жил и трудился в Мокве (Моковский сельсовет):

- Под Сталинградом меня назначили командиром противотанкового орудия. В расчёте были крепкие, смелые артиллеристы, прошедшие по дорогам войны тысячи километров. У нас был закон: сражаться до последнего патрона в автомате. Мы знали, что враг силён и коварен, у него хорошая техника. Особенно гитлеровцы надеялись на свои танки. Их было много.

 В один из дней в районе тракторного завода фашисты предприняли семь атак на наши рубежи. И каждый раз получали сокрушительный отпор. Только за день наш расчёт уничтожил шесть танков. Меня тогда наградили медалью «За отвагу».

Однажды немцам удалось прорвать нашу линию обороны. Головной танк устремился вперёд, хотел сделать разворот, но тут его настиг наш снаряд. Выстрел был исключительно точным. Броня пробита. Экипаж сдался в плен.

«Молодцы! Метко стреляете», - похвалил полковник.

Через несколько дней на моей гимнастёрке засиял орден Славы.

Уже Сталинградская битва подходила к концу. Но попавшие в котёл фашисты ещё сопротивлялись. Когда победа была близка, меня ранило… После лечения я вновь встал в боевые ряды. Теперь у меня был опыт борьбы с вражескими танками.

У гитлеровцев появились «тигры», но и они не были нам страшны. Под Уманью, что на Украине, на наш расчёт ринулись пять «тигров». Бесстрашно действовали заряжающий Афанасьев, наводчик Тахаровский. Три танка подбили.

За мужество, проявленное при освобождении Будапешта, ветеран награждён орденом Красной Звезды. Также у Алексея Ивановича имелся орден Отечественной войны, ряд боевых медалей.

Степан Иосифович Варенья, лейтенант, миномётчик, гвардеец, после войны жил и работал в Клюкве (Клюквинский сельсовет):

- Гвардия – гордость армии. Это звание присваивалось самым отважным частям, проявившим в боях мужество и героизм. Я тоже гвардеец, служил в 83-ем гвардейском миномётном Житомирском Краснознамённом  ордена Богдана Хмельницкого полку.

Был артиллеристом, миномётчиком, а когда появились наши знаменитые «катюши», командовал этим грозным миномётом. «Катюши» наводили ужас на гитлеровцев. Они нещадно уничтожали живую силу и технику противника.

Помню, под Калачом наши гвардейские миномёты уничтожили более тысячи фашистов.

Запомнился бой у Чёрного Яра, что под самым Сталинградом. Здесь гитлеровцы сосредоточили отборные силы, намереваясь дать нам решительный бой. Но у них ничего не вышло. Несколько залпов «катюш» отправили на «тот свет» сотни фрицев и их технику.

За нами непрерывно охотились немецкие лётчики. Но им не удалось обнаружить «катюш». Мы оперативно меняли позиции и появлялись там, где нас немцы не ждали.

После ранения мне уже не довелось воевать на «катюшах». Был командиром взвода боепитания, пиротехником, потом комплектовал снаряды для «катюш». Демобилизовался только в 1948 году.

Нина Никифоровна Полянщикова, старший сержант, связистка, после Победы много лет работала в Куркинском отделении связи (Камышинский сельсовет):

- Однажды под Сталинградом надо было восстановить телефонную связь авиаполка с пехотной дивизией. Посланный сержант не возвратился, я вызвалась устранить повреждение.

Взяла катушки с проводом и начала тянуть новую линию. Прошла километр, два. Когда приблизилась к передовой, связь заработала. Обрадовалась. Но вдруг заметила: немцы ползут, хотят меня взять живой. Мгновенно включаюсь в сеть, говорю: «Давайте огонь по мне, фашисты окружают». Очевидно, командир понял. Открыл огонь, я залегла в воронке, а вскоре подошли пехотинцы, выручили.

Посмотрела на небо. На бомбёжку полетели наши самолёты. Командир полка крепко пожал руку. Меня наградили медалью «За боевые заслуги».

На фронте довелось работать и на «морзянке». Мне присвоили звание старший сержант. Я горда была, когда командир полка говорил: «Сейчас от тебя зависит исход операции». И я, рискуя жизнью, выполняла любое боевое задание.

На снимке (слева направо) участники боёв за Сталинград из Курского района: К.Е. Фирсов – капитан, жил в селе Беседино, А.С. Шилин – младший лейтенант, жил в деревне Халино, И.И. Каменев (вероятно, брат А.И. Каменева) – старший лейтенант, жил в Полевой, С.И. Варенья – капитан в отставке, жил в Клюкве.

Надежда Глазкова (по материалам газеты «Сельская новь» за 22 февраля 1975 года).