История в руках

Раскоп пятиметровой глубины, неподалёку на расстеленной тут же брезентовой ткани огромное количество алюминиевых фрагментов и незнакомых приборов. И как-то внезапно приходит осознание – вот она, история, которую можно подержать в руках! Под Понырями, севернее села Ольховатки, поисковый отряд «Курган» снова нашёл самолёт. Это уже вторая авиамашина, которую буквально за пару месяцев обнаружил отряд. Не так давно поисковики подняли самолёт в Касторном. За тем, как ведутся поисковые работы, наблюдал наш корреспондент. 

Как признался командир «Кургана» Алексей Сотников, место падения самолёта отряд нашёл около 20 лет назад, но все эти годы не располагал техническими средствами для подъёма машины, да и решимости на такой шаг не хватало. Не так давно поисковики нашли возможность нанять небольшой экскаватор – и принялись за дело.

По отдельным приборам, «кургановцы» установили, что нашли истребитель Як-7Б. Так как при падении машина вошла в землю на 5 метров, да ещё и пролежала в ней 77 лет, она основательно повреждена.

После расчистки находок участники отряда установили, что это: высотомер, а также прибор для определения скорости и количества оборотов двигателя, куски особо прочного оргстекла передней части кабины (которые местами пробиты пулями), бронеспинка лётчика, часть деревянной спрессованной обшивки. Сохранились и фрагменты авиационных пушек, а также шасси, которые, по оценкам поисковиков, лётчик так и не выпустил. На одной из деталей дата – февраль 1943 года – время выпуска самолёта.

К счастью, участники отряда «Курган» установили, что лётчик не разбился с машиной и, возможно, остался жив. Дело в том, что они не обнаружили человеческих останков и фрагментов парашюта, который обычно размещался в нижней части сиденья. Значит, ас успел воспользоваться им и выпрыгнул из горящей машины.

Как отметил Алексей Сотников, в небе над Курской битвой фашисты собрали самый мощный авиационный щит. Немецкое командование сделало ставку на применение авиации, которая была на порядок сильнее советской.

Кстати, в первые годы Великой Отечественной войны потери советской авиации являлись один к десяти, то есть, на 1 сбитый фашистский самолёт приходилось 10 поражённых русских машин, поэтому, мягко говоря, в июле-августе 1943 года силы были неравны.

- Да и по техническим характеристикам авиатехника была очень разной. В наших самолётах не было столь мощных двигателей, кроме того, они и по качеству отличались от немецких,- отмечает Алексей Сотников. – Только представьте себе, у советских самолётов моторесурс после выпуска с конвейера составлял 20-30 часов. Это 10 вылетов по 2-3 часа, а дальше – замена двигателя и капремонт машины. А на это требуется время, которого не было.

Алексей Васильевич также подчеркнул: чтобы воевать на таких самолётах, надо было быть отчаянными и смелыми. И таких смельчаков в Красной Армии было очень много!

- Поэтому, не зря лётчиков считали элитой, - констатирует командир «Кургана».

Чтобы установить имя аса, который летал на найденной машине, необходим номер двигателя. Однако, к сожалению, отряд так и не нашёл деталь.

- Дело в том, что корпус двигателя дюралевый – ценный материал, из которого выливали сковородки. Сами понимаете, время-то какое, что в войну, да и в первые годы после неё было непростое, - поделился Алексей Сотников. - Поэтому, после падения самолёта местные жители старались в первую очередь достать двигатель и применить в этих целях. Возможно, с нашим самолётом поступили также.

Зато после расчистки удалось узнать номер авиапушки, по которой также в архиве Министерства обороны можно узнать, что за лётчик воевал на данном самолёте и установить судьбу героя.

PS: Пока верстался номер, поисковики сообщили, что нашли фрагмент двигателя с номером самолёта. А Алексею Сотникову присвоили звание «Почётный гражданин города Курска», с чем коллектив редакции его и поздравляет.