О семейных героях с любовью и благодарностью

«Сельская новь» поздравляет Катюшу с победой и публикует рассказ девочки «Они пережили войну» о бабушке Нине Ивановне Рябцевой и её брате – Андрее Ивановиче Агафонове.

«22 июня ровно в 4 часа 

Киев бомбили, нам объявили

Что началась война.»

Закончилось мирное время и в селе Игино, откуда родом моя бабушка - Рябцева Нина Ивановна. Стали на следующий день призывать  на фронт всех подряд мужчин от 18 до 60 лет. Работать в колхозе стало некому, ведь остались только женщины, старики и дети. Но надо было убирать урожай. В поле работали сутками, спали стоя, когда совсем было невмоготу. Но вот новый приказ - рыть окопы. Все оставшиеся в селе женщины, подростки отправились его выполнять. Ночевали там же, в окопах, спали по два часа и снова работать. Отпускали  домой только тех, у кого были маленькие дети.  Но это укрепление не помогло. Пришли фашисты. Они стали хозяйничать, как у себя дома. Каждый день ходили по домам, собирали яйца, кур.

Однажды пришли в дом и к моей бабушке. Она, хотя и была ещё маленькая, но хорошо помнит, как стали требовать «яйка»,  «курка», но у них ничего не было.

Тогда поставили к стене их маму, мою прабабушку, Агафонову Прасковью Ивановну, и навели на неё автомат. Но все дети бросились к ней и заплакали. Каким-то чудом фашист опустил автомат и они ушли.

Потом войска ушли на фронт, осталась только одна часть карателей, которая регулярно ездила по лесам, искала партизан. Когда фашистам удавалось кого-то поймать или убить, то они возвращались с песнями. Но если перевес был на стороне партизан, то они выкидывали чёрный флаг, и тогда прятались все от мала до велика, так как фашисты убивали всех на своём пути.

В селе стали поговаривать, что близко наши войска, немцы стали готовиться к отступлению. Деревню каратели собирались сжечь, взрослые не спали несколько ночей, дежурили. Но фашисты ушли в спешке, им было не до села.

В село пришла Красная Армия, солдаты стучали в каждую хату, просили кормить, так как походная кухня не успевала за войсками. По домам разместили раненых. Они лежали на соломе, на полу. Завтрак, обед и ужин дети забирали с кухни и разносили раненым.

Моей бабушке было  всего 7 лет, но она тоже ухаживала за ранеными. Носила еду, поправляла подушки, подавала воду, писала письма. Вместе со своими подружками устраивали концерты для раненых, читали стихи, пели песни. Бабушка ухаживала за 32 ранеными, и ещё надо было соблюдать чистоту. Летом  в каждой избе, где находились раненые, надо было ставить цветы.

При обходе врач ставил оценку и награждал отличившихся.  Помнит она, как однажды получила кусок мыла и была рада, что её вместе со всеми считали взрослой.

Фронт стал уходить и госпиталь вместе с ним пошёл дальше. А к нам в село вошла танковая часть и колонну машин поставили.

Вот тут-то и начался кошмар. Село бомбили днём и  ночью, у бабушки погибли родственники при бомбёжке. Опять много  ночей не спали, были начеку, слушали, куда летит самолёт немецкий и будут ли бомбить. Наблюдали за небом, летит ли самолёт советский, и сойдутся ли они в небе.

Бабушка очень боялась бомбёжек и просила маму прятать их в погребе, как будто это могло спасти.

Потом наступило долгожданное затишье, но всё равно было трудно, не хватало еды, было голодно и холодно, надеть  на себя было нечего.  Весной дети ходили по полям, собирали прелую картошку, приносили домой, мыли, сушили, мололи и пекли из неё хлеб.

Больницы в селе не было. После того, как ушли наши войска, в селе умерло от скарлатины 386 детей. А в сентябре радостная весть - детям разрешили идти в школу. Парт не было. Собирали с каждого двора по доске, делали скамейки и столы, за которыми сидели по десять человек. Тетрадей не было, писали на газетах, да и тех не хватало. Книги были старые и рваные и то не на каждого, по одному учебнику занимались по 7-8 человек.

Фронт уходил всё дальше и дальше. Становилось легче. Стал появляться хлеб, иногда и промтовары: ситец, мыло, обувь. Но давали не каждому, а лишь тем, кто хорошо работал.

И вот настал незабываемый день - День Победы.  В селе кто радовался, а кто кричал и терял сознание от горя, так как у многих не вернулись родные с войны. У соседки моей бабушки было 5 сыновей и ни один из них не вернулся,  все они погибли на фронте.   

Брат моей бабушки, Агафонов Андрей Иванович, был призван в 1943 году, в 18 лет. Он был связистом, шёл впереди наших частей, чтобы узнать, есть ли в населённом пункте фашисты, и обеспечить связь. Однажды он возвращался с задания  и его заметил снайпер, а стало уже светать. Дедушка упал в сугроб и пролежал там весь день, не поднимая головы и стараясь как можно меньше двигаться. Андрей Иванович был тяжело ранен, долго лежал в госпитале, но потом вернулся в свою часть. Дедушка с боями дошёл до Берлина, но расписаться на здании Рейсхтага не смог, потому что первыми расписались пехотинцы. Дедушка награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «Орденом Великой Отечественной войны II степени». Сведения о дедушке есть в Книге памяти, которая хранится у нас в школьном музее.

Народ России помнит о тех далёких временах и не хочет новой войны, которую ведёт сейчас правительство Украины. Поэтому я призываю всех: «Давайте жить дружно, помогать друг другу и не ссориться!»

Награждение победителей конкурса состоится после снятия ограничений, вызванных пандемией коронавируса.