Простой солдатский котелок связал два времени и места

Началось всё с того, что преподаватель ОБЖ школы и основатель музея в ней Юрий Дегтярёв в апреле 2018 года вместе с поисковым отрядом «Курган» принял участие в вахте памяти, которая проходила на окраине села Игишево Поныровского района (Северный фас Курской дуги) и поднял останки погибшего бойца. Документов при солдате не было, зато имелся котелок.

- Я сразу же решил – хороший будет экспонат для нашего школьного музея, - подчеркнул Юрий Владимирович. – Но когда очистил находку от грязи, увидел, что котелок подписан: «Хабибулин».

Благодаря руководителю «Кургана» Алексею Сотникову, стало известно: такой солдат – Шайдулла Хабибулин – воевал на Курской дуге.

Как оказалось, в начале июля 1943 года 96-й Читинский полк Шайдуллы в составе 140 Сибирской стрелковой дивизии защищал высоту 238.

- Бойца Хабибулина не стало 10 июля, - прокомментировал Алексей Сотников. – В этот день несколько вражеских танков прорвали оборону к селу Тёплое. И 3-й батальон Шайдуллы был окружён, отчаянно боролся с врагом, но весь погиб. На этом рубеже, где обнаружен рядовой Хабибулин, мы подняли ещё 25 солдат, и установили имена семерых из них. Интересно, что все бойцы разных национальностей. Шайдулла – татарин, родившийся в Казани, рядом с ним Михаил Русановский из Томской области.

Неподалёку от них был ещё один боец, но его медальон оказался пуст. Была такая примета у солдат Красной армии – заполнишь данные медальона – тебя убьют. Они его ещё называли «письмом смерти». Поблизости было ещё три бойца – Николай Королёв – командир отделения противотанковых ружий, а рядом с ним Анва Искандаров – казах, а рядом ещё Василий Карпенко – украинец, и ещё один казах Масют Рахматулин. Два казаха, украинец, татарин и двое русских сражались плечом к плечу и защищали свою Родину.

Алексей Васильевич также отметил, что возможность узнать имя погибшего бойца по надписи на котелке – сродни чуду.

У Шайдуллы Хабибулина на Дальнем Востоке осталась супруга и четверо ребятишек.

В Курскую область приехала дочь Шайдуллы Хабибулина – Зайтуна Хайрутдинова (на фото вторая справа). Женщина посетила место, где перезахоронили отца - возле памятника артиллеристам в Поныровском районе, заехала в музей Курской битвы отряда «Курган».

В Полянской школе дочери погибшего героя в торжественной обстановке вручили единственную личную вещь, оставшуюся от её отца – котелок. Перед передачей педагогами и учениками школы был подготовлен трогательный концерт, на котором прозвучали стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Как рассказывает Зайтуна Хайрутдинова, отца она не помнит – ей было всего 3 года, когда он ушёл на фронт. В семье росли ещё три брата, причём, самый младший родился 8 марта 1941 года.

- На Дальний Восток вся семья перебралась из Казани, потому что папа там работал шахтёром. Мама нам всегда говорила, что был он очень хорошим человеком, - поделилась воспоминаниями Зайтуна Шайдуллаевна. – После его гибели она больше не выходила замуж. Я хорошо запомнила, как она однажды сказала: «Кому, кроме меня, будут нужны мои дети?» Дожила мама до 92 лет. На Дальнем Востоке мы жили в мастерской, которая находилась в бараке. Её перегородили и поселили две семьи. Так мы прожили до конца пятидесятых годов.

Зайтуна и один из её братьев пошли по стопам отца – стали шахтёрами.

- Я сама проработала 10 лет под землёй, - рассказала женщина. – А мой старший брат и вовсе погиб на шахте.

Сейчас из детей Шайдуллы остались только сын и дочь. У Зайтуны двое детей - дочери, есть внуки и двое правнуков, которых она помогает воспитывать.

Вот так простая вещь – котелок, словно незримой нитью, связал два времени и далеко находящиеся друг от друга места.