Классный журнал из 38-го

«Умм... Драгоценность какая», - приговариваю про себя. Листаю Классный журнал 7 класса Глебовской школы 1938-1939 учебного года. Сердце замирает от реликвии, бережно сохранённой в музее школы. Журнал не представляет глубокой исторической ценности. Но это для учёных. А для нас, обычных граждан, этот документ уникален памятью. Представить на минутку, вот-вот начнётся Великая Отечественная война. И уже через два года мир тридцати девочек и мальчиков небольшой сельской школы кардинально изменится.
В далёком 38-м они сидели за партами и изучали алгебру, геометрию, историю, физику, Конституцию СССР, географию, химию, зоологию, немецкий язык, занимались черчением и физкультурой. В учебнике по истории ещё не было параграфа о самой жестокой, самой кровопролитной Великой Отечественной войне. Ещё не было великих произведений для чтения - «Судьба человека», «Молодая гвардия», «А зори здесь тихие», «Василий Тёркин», «Прокляты и убиты»... Ещё не пели «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!..» Маленьких озорников ждало впереди далеко не светлое будущее. Повестки из военкомата отцам и братьям, плач матерей и сестёр. Разбитые сердца, боль, страх и непосильный труд. Они встретятся лицом к лицу со Смертью, Голодом, звериной беспощадностью врага.  И станут самоотверженными героями, тружениками. Ведь на их плечи затем ляжет восстановление хозяйства, обустройство деревень.
Но в 1938-м они сидели за партами, решали задачи, заданные учителем. Видится картина. Раиса и Валя в тетрадках старательно выводят цифры, Гриша, Ваня и Саша мечтают о рыбалке. Задумалась о чём-то Тамара, а Феня нравоучительно шепчет соседу по парте: «Списывать нехорошо». В тишине слышится скрип перьевых ручек и спокойное дыхание семиклассников. Потом, через несколько лет, они будут вспоминать, как была война...

С первых часов войны шла мобилизация в ряды Красной армии. Уже 23 июня 1941 года в райвоенкоматы Курска поступило более 100 заявлений добровольцев. На фронт уходили целыми семьями. В конце июня - начале июля 1941 г. сотни курян, в том числе выпускники педагогического и медицинского институтов, пополнили ряды 89-й стрелковой дивизии, полки которой дислоцировались в Курске и в военных лагерях вблизи города. Жители вступали в ряды истребительных батальонов, полков народного ополчения.
Станция Курск, являясь стратегически важным объектом, уже 29 августа 1941 года подверглась первому мощному авиационному налёту. Бомбёжки продолжались в течение сентября – октября 1941 года.
Осенью 1941 года курским ополченцам пришлось взять на себя практически равный с подразделениями Красной армии груз ответственности за оборону областного центра. Дело в том, что в конце октября, к моменту подхода немецких войск, в Курске из регулярных частей находилась лишь 2-я гвардейская стрелковая дивизия, сильно измотанная и поредевшая в предыдущих боях. Совсем недавно вышедшая из окружения, она была направлена на оборону города командованием Брянского фронта по просьбе Курского обкома ВКП (б). В дивизии насчитывалось не более 800 бойцов, имелось лишь 4 орудия, кочевавших по десятикилометровому фронту. В этих условиях значительной силой в распоряжении городского комитета обороны и существенным подспорьем для командира дивизии полковника А.З. Акименко, вступившего 23 октября в командование курским гарнизоном, стали 4 районных полка народного ополчения г. Курска и бойцы истребительных батальонов города и 31 района области.
С 23 октября Курск перешёл на осадное положение. Каждому полку народного ополчения были определены народные рубежи обороны в черте города, они находились во вторых эшелонах полков 2-й гвардейской стрелковой дивизии. Бои за город начались на его ближних рубежах 31 октября.
Несмотря на значительное превосходство сил противника, защитники города, в том числе ополченцы, оказали ему упорное сопротивление. Вечером 1 ноября бронепоезд курских железнодорожников огнём своих орудий нанёс удар по противнику, двигавшемуся по шоссе западнее деревни Поповка. В ночном бою было уничтожено до 200 гитлеровцев, разбит вражеский обоз.
И вот 2 ноября 1941 года на улицах города развернулись ожесточённые бои. Их вели народные ополченцы и бойцы 38-го мотоциклетного полка. Многие из ополченцев проявили подлинное мужество и героизм, сражаясь за родной город. У кирпичного завода №2 фашисты атаковали Ленинский истребительный батальон (командир Е.И. Комаров). Метко разил фашистов расчёт пулемётной тачанки во главе с командиром взвода Ф.Г. Меркуловым. Вражеская пуля оборвала его жизнь. В этом же бою был тяжело ранен его 11-летний сын – связной батальона Стасик Меркулов. Фашисты, найдя его, зверски закололи штыками.
После упорных трёхдневных боёв с противником на подступах к Курску и в самом городе, под натиском превосходящих сил противника, насчитывающих до 5 полков пехоты и 35 танков, Курск был оставлен к исходу дня 2 ноября 1941 года. В бою за город погибло более 700 бойцов, командиров и народных ополченцев.
После отхода из города многие бойцы народного ополчения были переданы во 2-ю гвардейскую стрелковую дивизию (481 человек) и 160-ю стрелковую дивизию (154 человека). Судьба тех ополченцев, кому не удалось отойти из Курска, была трагической — многие были расстреляны (по некоторым данным, гитлеровцы расстреляли более 50 бойцов ополчения Ленинского полка), погибли в лагерях, созданных в первые дни оккупации города.
С 3 ноября 1941 года по 8 февраля 1943 года Курск и Курский район находились под властью фашистских оккупантов. В период оккупации, стремясь добиться покорности местного населения, фашисты использовали различные формы репрессий, террор. Были замучены и убиты более 2000 горожан и почти 6000 угнаны на принудительные работы в Германию.
В районе Дальних парков, на Глинище, на территории биофабрики и в Щетинке немцами были организованы концентрационные лагеря, в которые были помещены попавшие в плен ополченцы и бойцы истребительных батальонов. Здесь погибло около 10 тысяч военнопленных. Всех жителей Курска переписали. На особый учёт поставили евреев, коммунистов, комсомольцев, советских и партийных работников. За 15 месяцев оккупации в Курске было расстреляно около трёх тысяч человек. 5 ноября 1941 г. на ул. Ленина было расстреляно 15 человек, 7 ноября — 10 заложников. В психиатрической больнице фашисты отравили 538 больных, а 330 умерли от голода.
В 1943 году после успешного разгрома врага в результате Воронежско-Касторенской операции командование Воронежского и Брянского фронтов приступило к осуществлению Курско-Белгородской наступательной операции. Шестого февраля 1943 года 60-я армия под командованием генерал-майора Ивана Даниловича Черняховского вышла на подступы к Курску.
Группировка вражеских войск состояла из основных сил 4-й танковой дивизии, частей 82-й пехотной дивизии и 9-го егерского батальона, переброшенного из-под Брянска, и объединялась под командованием генерала Шнейдера.
Генерал-майор И.Д. Черняховский принял решение овладеть Курском, используя обходной манёвр. Были созданы ударные группы, одна из которых продвигалась в обход города с севера, другая обходила с юга.
Утром 8 февраля части 322-й дивизии и 248-й бригады атаковали северо-восточную и восточную окраины Курска. Основную роль в освобождении города командование 60-й армией отводило 322-й стрелковой дивизии. На 8 февраля, т.е. к моменту боёв за город, численность дивизии составляла 4616 человек.
Особенно сильное сопротивление враг оказал на подступах к городу. Боевой дух немцев ещё не был окончательно сломлен, и они оборонялись отчаянно. Тяжёлые бои с частыми рукопашными схватками шли 7 февраля 1943 года. Соединения, обходившие город с севера, перерезали шоссе Фатеж - Курск. Фашисты залили крутые склоны водой, и атаковать нашим солдатам было очень сложно. 322-я стрелковая дивизия подполковника С.Н. Перекальского и 248-я стрелковая бригада полковника И.А. Гусева завязали бои за его северо-восточную и восточную окраины. Когда противник попытался перейти в контратаку, командир 322-й стрелковой дивизии подполковник С.Н. Перекальский лично возглавил группу бойцов учебного пулемётного батальона и вышел в боевые порядки пехоты. Вражеская пуля оборвала жизнь отважного командира. Посмертно Степану Николаевичу Перекальскому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Об ожесточённых боях на восточной окраине Курска рассказывал ветеран 248-й отдельной стрелковой бригады И.А. Орлов: «Соседом справа была 322-я дивизия полковника Перекальского, слева наступала 121-я стрелковая дивизия. Стремительным ударом заслон противника был смят, открылся путь всей бригаде для наступления на железнодорожную станцию. Однако гитлеровцы встретили нас плотным огнём. Пришлось батальонам ещё задолго до подхода к станции развернуться в цепь. Солдаты по глубокому снегу тащили противотанковые пушки, миномёты и станковые пулемёты, ни на минуту не прекращая движения вперед. Завязался короткий, но ожесточённый бой за вокзал и железнодорожную станцию, в результате которого было захвачено несколько эшелонов с военной техникой, снаряжением и продовольствием.
Помните!
В годы Великой Отечественной войны погибло более 27% населения Курской области, из них более 212 тысяч - на фронтах войны. Их фамилии внесены в областную Книгу Памяти. Вклад курян в победу высоко оценён: Курская область в августе 1968 года была награждена вторым орденом Ленина, город Курск в апреле 1980 года - орденом Отечественной войны I степени.
8 февраля район железнодорожного узла был очищен от врага. Бойцы продолжали наступать уже в городе, гранатами и штыками выбивали фашистов, засевших в домах и подвалах.
В центре Курска продвижению мешал немецкий пулемёт, установленный на крыше одного из домов на улице Ленина. Вместе с Семёновым незаметно пробрались по лестнице на третий этаж и забросали пулемётный расчёт гранатами. При выходе лицом к лицу столкнулись с тремя гитлеровцами и вступили с ними в рукопашную схватку…»
Вечером 8 февраля 1943 года Знамя Победы было водружено на здании Дворца пионеров. В сводке Совинформбюро сообщили о взятии Курска, хотя 8 февраля в городе ещё шли бои. Окончательно город был очищен от немцев только 9 февраля.
В боях за освобождение Курска погибли около 460 бойцов и командиров 322-й стрелковой дивизии и 248-й курсантской бригады.
В Курске наши части освободили 250 военнопленных, захватили значительное количество трофеев, склады с боеприпасами и продовольствием. Было убито 1040 вражеских солдат и офицеров, уничтожено                        4 танка, 45 автомашин, 5 миномётных батарей, 11 дзотов, было захвачено 44 орудия разного калибра, 16 танков, 28 пулемётов, 2238 винтовок, 438 автомашин, 30 складов с боеприпасами, продовольствием, обмундированием. На Курском железнодорожном узле гитлеровцы оставили 98 паровозов и 958 вагонов с польским углём.
Освобождённый город приступил к восстановлению разрушенного хозяйства и налаживанию мирной жизни.
Материал составлен благодаря руководителю музея Глебовской школы М.Д. Балицкой и официальному сайту Союза городов Воинской Славы.