От Курской дуги до Кенигсберга

...На передовую, в д. Колтычеево, что под Рыльском, Иван Волобуев попал после «учебки», куда его отправили в феврале 1943-го, вскоре после освобождения Курска от  оккупации. Из Жиляево ныне Курского, а тогда Стрелецкого района, в военкомат в этот день отбыли двадцать два парня. Троих Ваниных братьев давно призвали на фронт, а ему, самому меньшему, на тот момент было всего семнадцать.


ДОРОГА НА ПЕРЕДОВУЮ

Призывной возраст снизили, везде шли жесточайшие бои, советская армия несла огромные потери, поэтому фронту нужна была живая сила. Бить врага рвались даже подростки. «Приходилось бросать в бой необученных, необстрелянных мальчишек» (многие из которых гибли в первом же сражении), - писали в своих донесениях командиры. Ивану, можно сказать, повезло. Когда пришло время покидать родной дом, ситуация на фронте более-менее стабилизировалась, это дало возможность ребятам пройти курс молодого бойца.
На занятиях в основном обучали пользоваться автоматом. Иван раньше никогда не держал в руках оружие, но оказался способным, схватывал на лету теорию, успешно применял ее на практике. На экзамене Волобуев уложил все патроны в цель. Отправили его в роту автоматчиков.
На передовую шли ребята воодушевленные: сбылась мечта внести свой вклад в защиту Родины! Заодно и с врагом рассчитаться за погибших отцов и братьев. Похоронки тогда летели в крестьянские избы одна за другой, а вместе с этим росла ненависть к фашистам и желание мстить, мстить, мстить. С завистью смотрели вслед уходящим мальчишки помоложе.
До Льговского поворота шагали с песнями, а когда на Дьяконово повернули… приуныли. Сначала слегка, а потом отчетливо слышались автоматные очереди, взрывы сотрясали воздух. Становилось не по себе. Вот она — война, не где-то там, а здесь, рядом! Тревожные нотки всколыхнули души деревенских парнишек. Когда перешли за Митрофаново, остановились на привал. Рядом раскинула густые косы плакучая ракита. «Символично», - подумал Иван, глядя на «печальное» дерево. А под ним — жеребенок. И вдруг как накатило. Ваня вспомнил дом и родных, да так, что к горлу подступил ком. Ноги сами готовы были унести туда, в Жиляево, к маме, сестрам, к оврагам, где бегал пацаном, где автомат был игрушечным, а «войнушка» лишь ребяческой забавой…
«Быть может, не увижу всего этого больше никогда» - пронеслась в голове мысль, ведь двоих Ваниных братьев к этому времени уже не было в живых.
Но мысли такие Ваня быстро отогнал прочь. Впереди — ждал фронт! И он должен защитить Родину.

БРАТЬЯ  

Василий и Яков Волобуевы были призваны в ряды Вооруженных сил еще до начала Великой Отечественной. Шли по меркам тех времен на фронт уже подготовленными. Яков Иванович в звании старшего сержанта воевал в 15-й отдельной снайперской роте под Ржевом. Из документов следует, что он лично уничтожил 48 немецких солдат и офицеров. Командир роты представил бойца к Ордену Красной Звезды, но наверху приняли решение наградить его медалью «За отвагу». Приказ был подписан 24 сентября 1942 года, а через восемь дней, 2 октября, Яша погиб в бою. Похоронили его в д. Кисляково Калининской области.
Василия Ивановича фашистская пуля настигла еще в 1941-м, последние письма от него датировались сентябрем. Был он рослый, самый крупный из братьев, одним словом, богатырь. За сочетание имени-отчества еще до войны прозвали его в деревне Чапаевым. Парень был танкистом, служил в 376-м стрелковом полку 220-й Оршанской Краснознаменной стрелковой дивизии. Потом попал в плен. Полную версию читайте в номере 15.