Татьяна Мальцева: «Я верю в наших детей»

Открытое красивое лицо, ласковая улыбка, тихий, мягкий голос. Всё время, пока общались с учителем начальных классов МБОУ «Троицкая общеобразовательная школа» Татьяной Мальцевой, думала: «Как жаль, что моя первая учительница не была такой». «Наша Татьяна Михайловна способна услышать всех: детей, родителей, коллег. Мы ей свои секреты доверяем и даже в шутку называем её кабинет «комнатой психологической разгрузки», - подчёркивает директор Троицкой школы Надежда Ковалёва. А встреча наша с Татьяной Мальцевой состоялась по радостному поводу – юбилею учительницы.

Училась хорошо, но вот характер…

Общий педагогический стаж Татьяны Мальцевой - около двадцати восьми лет, и практически всё это время женщина работала в школе, за исключением трёх лет, которые была воспитателем в детском саду. Татьяна Михайловна сама окончила Троицкую школу и теперь с удовольствием трудится в ней.

Тем не менее, как она признаётся, учительская профессия не была мечтой её детства. Примером или человеком, который привёл её к выбору профессии в старших классах, стала классный руководитель Людмила Сергеевна Псурцева.

- Я сидела за первой партой и наблюдала за ней: как заполняет журнал, что-то объясняет классу у доски, как смотрит в тетради. Словом, мне захотелось подражать ей, - вспоминает моя собеседница. - Людмила Сергеевна проработала в нашей школе три года и уехала.

Кстати, как рассказывает сама Татьяна Михайловна, она никогда не была что называется «пай-девочкой». Училась всегда хорошо, но вот характером обладала упрямым.

- Может быть, что-то недопонимала, - признаётся Татьяна Мальцева. - К примеру, если другие дети легко осознавали, что неправы и просили прощения, со мной этот номер не проходил. Как-то в первом классе я целый день простояла в углу за подсказку. Я искренне не понимала, почему меня наказали за то, что помогла. При этом, урок стояла — перемену ревела. А в шестом классе — уже у Надежды Григорьевны был случай. Физика. Никто из класса урок не выучил, кроме меня, но я в этом не призналась — чтобы не подвести одноклассников. Всем поставили двойки и оставили после уроков — учить. Ребята и девчонки быстро прочитали, отчитались и ушли домой. А я заупрямилась и сидела до позднего вечера. Помню, пошёл дождь, мама уже принесла мне резиновые сапоги, а я упорно молчала. И при этом не решалась признаться, что меня, по сути, наказали ни за что. Когда стала старше, задумалась о том, насколько непросто работать учителем. Решила попробовать. Поступила в Курское педучилище, а через несколько лет в институт.

Шесть в первом и три во втором

- В школе одновременно преподавала в трёх классах, так как у меня было шесть человек в первом, трое во втором и один — в третьем, - вспоминает моя героиня.

На вопрос, как успевала выдать материал и держать дисциплину, Татьяна Мальцева ответила, что благодаря ученикам, которые были серьёзными и старательными.

- До сих пор иногда встречаю своих первых учеников. Среди них был мой племянник — сын старшей сестры. Он мне как-то сказал, что на всю жизнь запомнил, как я однажды ему изрекла: «Сделай меньше, но лучше». И даже хранит первые тетрадки. Раньше у меня было по 18 учеников (это общее количество ребят из трёх классов). В наше время, увы, уже давно нет такой наполняемости классов, детей гораздо меньше.

Обратной дороги нет

- С другой стороны, сельская школа даёт возможность практически индивидуально обучать ребёнка, - замечаю я.

- Дефицит общения с другими детьми всё же даёт о себе знать. Благодаря своей практике убедилась, что часть ребятишек усваивает материал, обучаясь у своих одноклассников, - подчёркивает Татьяна Михайловна. - Бывают ситуации, когда дети не слышат учителя. Я даже по себе помню, что в первом классе решать уравнения меня научила моя подружка. Ребёнку нужен социум. Как-то была на курсах повышения квалификации и попала на открытый урок в городскую школу, где был большой первый класс. И надо отдать должное учителю: она научила своих детей работать в микрогруппах, а это очень важно, потому что ребятишки таким образом учатся общаться, налаживать отношения, помогать друг другу и вместе получать определённый результат.

Не обошлось без вопроса о переменах в системе образования.

- На курсах нам часто говорят: «Обратной дороги нет – движение только вперёд». Той школы, что была в нашем детстве, уже не будет. Конечно, к новшествам привыкать непросто. Часто вспоминаю в связи с этим Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!» Дело в том, что новшества неизбежны, и они постоянно сопровождали меня за годы моей практики. Когда начинала работать, ввели нулевые классы, затем, перешли с трёх лет начальной школы на четыре года. Далее в начальной школе внедрили несколько линий учебников - их было семь. К слову, не так давно Президентом России поставлена задача – к 2024 году вывести нашу систему образования в десятку лучших. А знаете, какая страна лидирует в этом рейтинге? Китай.

Кстати, на мой вопрос о том, что бы она пожелала в эпоху перемен родителям, Татьяна Мальцева ответила:

- Терпения. И не унижайте своих детей. В ваших отношениях должно быть как можно больше позитива. Вместе с учителем и ребёнком вы должны составлять трио и действовать в общей связке.

Как и большинство российских учителей, анализирует Татьяна Михайловна и учебники. Конечно же, отмечает существенные минусы. В книгах попадаются правила, которые дети в силу возраста и подготовки пока не могут усвоить. Иногда происходит так, что качество полиграфии не позволяет рассмотреть репродукции картин, которые требуется описывать в сочинениях.

- Да и сами размеры учебников неудобны, из-за чего просто не помещаются на столе и часто падают, - замечает учитель.

«На МРашутку идёшь»?

Когда Татьяна Михайловна начинает вспоминать учеников, то заметно преображается сама: становится похожа на озорную девчонку. На вопрос о том, какие из них больше всего запомнились – хулиганы или наоборот примерные, учитель замечает, что ребятишки из социально неблагополучных семей, не получавшие родительского тепла.

- Практически каждый день вспоминаю Петю (имя изменено – примеч. автора), - продолжает рассказывать Татьяна Мальцева.- Послушный, милый мальчик, но неухоженный. Как-то сказала ему: «Петенька, ты принеси платочек – нос вытирать». А потом поняла, что у ребёнка его просто нет. Однажды побывала у Пети дома, так как была ещё и инспектором по охране прав детства: полная антисанитария, родители пьющие. Закончилось всё тем, что мальчика и его братьев с сёстрами поместили в интернат. Вместе с ним в классе были у меня ещё трое ребятишек по национальности езиды. Сначала даже с трудом понимала, что они говорят: «Ви на мрашутку идёшь?» Это значило: «Вы на маршрутку идёте?» Буква «к» ими произносилась как «эк». И объяснить было очень тяжело, почему «кэ», а не «эк».

Однажды вышло так, что езиды приревновали учительницу к Пете. Посчитали, что слишком много внимания ему уделяет.

- Выхожу в коридор, а мне одна сотрудница нашей школы говорит: «У вас тут, Татьяна Михайловна, такие дела творятся, прям криминал! Слышу разговор ваших езидов, что мол надо человека нанять, чтобы Петю убить», - вспоминает учительница. – А время такое было – как раз по телевизору криминальные боевики показывали о киллерах да бандитах.

Вот они и решили «разборки» с Петей учинить. Пришлось долго рассказывать, насколько это плохо.

Как отмечает Татьяна Мальцева, судьба Пети, к сожалению, сложилась плохо. После интерната мальчик снова вернулся в среду, из которой вышел, и обрёл те же привычки, что и его родители.

- Искренне радуюсь, когда дети всё же находят в себе силы и вырываются из порочного круга. Так, полгода назад встретила одного своего ученика из подобной семьи, - продолжает рассказ Татьяна Мальцева. – Родители у него были пьющие, ребятишек много и никто ими не занимался. Потом папа умер, они переехали в Курск, и мы ничего о нём не знали. Парнишка этот выучился, получил профессию, работает, обзавёлся семьей – растит сына. Всегда радостно, когда так получается.

Другими, но не плохими

На вопрос, если бы ей предложили поменять профессию, решилась бы, Татьяна Мальцева ответила:

- Нет. Потому что поздно. Существует масса отговорок, к примеру, дети стали другими. Да, они отличаются, но при этом не стали же плохими. Они всё равно хорошие. И я верю в наших деток.

Две ученицы Татьяны Михайловны работают в школах Курского района, племянница тоже пошла по стопам тёти – преподаёт иностранный язык в Москве и является заместителем директора по воспитательной работе.

- Каково ваше учительское кредо? – уже завершая разговор, задаю вопрос.

- Нужно уметь читать настроение ребёнка и потом уже выстраивать работу с ним. А ещё – любить детей и своё дело. Однажды, будучи студенткой, я стояла возле аудитории, где было занятие по педагогике у очников. Преподаватель кричит: «Какое главное качество хорошего учителя?!» В ответ – тишина. Я подошла к двери и подсказываю шёпотом: «Любовь к детям». Кто-то повторил за мной. И преподаватель воскликнул: «Правильно, молодец!»