Фёдор Бровкин - живая легенда

Два юбилея отмечает в 2018-м Фёдор Михайлович Бровкин: 85 лет со дня рождения и 90 лет создания Курского района. А меньше года назад в его жизни была ещё одна замечательная дата – бриллиантовая свадьба (её отмечают супруги, перешагнувшие 60-летний рубеж). В гостях у четы Бровкиных побывала наш корреспондент.
«Гвозди бы делать из этих людей. Крепче б не было в мире гвоздей»
Именно так писал в начале прошлого века поэт Николай Тихонов. С ярким представителем того поколения, человеком-легендой, мне на днях довелось познакомиться лично. Заочное же знакомство состоялось намного раньше. О молодом председателе, который поднимал колхоз, что называется с нуля, говорили многие герои моих публикаций. Один из них – Борис Михайлович Чухраёв признался, что Бровкин стал для него нравственным ориентиром по жизни. И потому мой первый вопрос вполне закономерен, а кто служил ориентиром для самого Бровкина?
– Таким человеком для меня всегда был и остаётся по сей день мой отец Михаил Михайлович Бровкин. Сам он вырос в большой крестьянской семье, и своих детей учил быть честными, порядочными людьми. Всего-то он добился собственным трудом. За всю жизнь ни единой чужой копейки не взял.
Фёдор Михайлович вспоминает, что столь же высоких нравственных устоев придерживалась и мама Евгения Ивановна. И если наказывала сорванцов (мальчишки всегда остаются мальчишками), то только за дело.
Отец до революции был батраком, а в годы Советской власти возглавлял комитет бедноты, потом был председателем колхоза. Две войны прошёл: Первую мировую и Гражданскую, а на Великую Отечественную по возрасту уже не призвали.
Ушёл на фронт старший брат Дины (супруга Бровкина) – Фёдор. В 1943-м он погиб где-то под Орлом. Чтобы узнать, где именно похоронен лейтенант, командир взвода Скрипкин, потребовались не годы – десятилетия. Куда только ни писали Фёдор Михайлович и Дина Ивановна, в какие архивы не обращались! Информацию в Интернете нашёл внук.
Судьба тебя и на печке найдёт
Помнится, моя бабушка так говорила о суженном: «Не ищи, не горюй. Судьба, когда надо, тебя и на печке найдёт». В жизни Дины Ивановны Бровкиной всё так и вышло.
Её родительский дом в Кореневском районе считался одним из образцовых. К ним на постой определяли всё начальство, что приезжали с инспекцией. Знали, что в доме убрано, что наготове всегда есть чистый комплект постельного белья, что найдёт хозяюшка, чем гостя угостить.
Радушно встречали здесь всех. А новый постоялец, который прибыл в район агрономом, приглянулся ещё и тем, что звали его, как и погибшего в войну сына – Фёдором.
Бровкин проработал в Коренево уже два года, когда с Урала в родные края вернулась Дина.
– Было это холодной зимой. Дома завалило снегом так, что у некоторых были видны только печные трубы. Я отогревалась на русской печке, когда в дом зашёл Фёдор. Увидела – и влюбилась сразу. Высокий, статный. И чем больше узнавала потом, тем больше нравился. Но мысль о том, что можем быть вместе, гнала прочь. Фёдор своей симпатии никак внешне не проявлял.
А Фёдор Бровкин сразу заприметил хозяйскую дочь. И скромная она, и красивая, и работящая. Но предложение сделал лишь, когда Дина объявила родителям, что выходит замуж за водителя колхоза Николая. Руки её попросил по всем правилам – у родителей. На что отец невесты ответил, что они-то с матерью не против, нравится им обстоятельный и деловой Фёдор, а вот согласна ли дочь связать с Бровкиным свою судьбу.
Дина была согласна. Вместе они уже 60 лет.
Возглавишь колхоз. И точка!
Три года трудился Бровкин агрономом колхоза имени Ленина в селе Шептуховка Кореневского района. А затем его назначили председателем колхоза. Он долго отказывался от новой должности, но от решения партийного собрания никуда деться не смог. На бюро сказали: «Возглавишь колхоз. И точка!»
Впрочем, колхозом это хозяйство можно было назвать с большой натяжкой. Так что работы по превращению в передовики предстояло немало.
Колхоз имел миллионные долги, на трудодень колхозники получали по 200 граммов хлеба и по пять копеек денег.
Свой первый рабочий день он навсегда запомнил. В селе умер старик, а гроб сколотить было не из чего. В пустующей комнате колхозной конторы пришлось оторвать доски с потолка. Стало горько и обидно: неужели старики не заслужили, чтобы их достойно провожали в последний путь?
В разговор вступает супруга – Дина Ивановна.

– В колхозе было принято решение выделять на печальное событие всё необходимое: похоронные атрибуты и продукты на помины.
Это лишь малый штрих к портрету председателя Бровкина.
За девять лет было сделано не просто много, колоссально много. Перекрыты в селе крыши на всех домах: вместо соломы кровлю стали украшать новенький шифер и черепица. Заботился Бровкин о том, чтобы старшее поколение ни в чём не испытывало нужды. В первую очередь им заготавливали торф, пахали огороды.
На трудодень люди уже стали получать по полтора килограмма хлеба, да ещё по два рубля в придачу. Колхозники, годами не видевшие денег, были счастливы. Буквально бегали за Бровкиным и просили: «Председатель, давай ещё работу!» Старики, польщённые вниманием к их проблемам, при встрече с молодым председателем снимали головные уборы и кланялись ему в пояс.
Молодой председатель многое сделал для колхоза. Всего и не перечислить.
Только факты:
*Построены кирпичный завод, три четырёхрядных коровника, свинарник на 3,5 тысячи голов, птичник, овчарня.
*Проведены в селе водопровод и электричество.
*В Шептуховке открылись детские ясли, Дворец культуры, клуб «Спутник».
*На каждой тракторной бригаде работали столовые, для колхозников оборудовали душ.
*За ударную работу Фёдор Михайлович Бровкин получил орден Ленина.
*За последующую работу в разных должностях он был удостоен двух орденов Трудового Красного Знамени и многих медалей.
Курский район
Вполне закономерно, что молодой и энергичный председатель пошёл на повышение: работал начальником управления сельского хозяйства Кореневского района, директором треста курских свекловичных семеноводческих совхозов, затем отправили на работу в должности первого секретаря райкома партии Курского района, где он проработал девять лет.
– Первым секретарём обкома партии тогда был Александр Фёдорович Гудков, – вспоминает Фёдор Михайлович. – С ним мы были знакомы ещё со студенческих лет в Рыльском техникуме, только будущий глава региона получил диплом на два года раньше. В Курский район на партийную работу он меня направлял. Когда работал директором треста, я получал вместе со всеми надбавками около 600 рублей. У первого секретаря обкома тогда оклад был 450 рублей. А в Курском районе зарплата была 250 рублей. А у меня семья шесть человек: мы с женой, два сына, дочь, да ещё тёща с нами жила. Приходилось считать каждую копейку.
И на этом высоком посту трудился Фёдор Михайлович ответственно, не жалея себя – иначе он и не умел.
В Курском районе Бровкин тоже многое сделал для развития хозяйств. В колхозах построили несколько животноводческих комплексов, смонтировали систему орошения для нескольких тысяч гектаров земли. Построили объекты социальной сферы: детский сад, Дворец культуры, больницы в Беседино и Лукино. А сколько пришлось биться, чтобы здание на улице Дзержинского отдали под поликлинику Курского района!
Проложили хорошие асфальтовые дороги (раньше-то и грунтовка была не везде, проехать можно было исключительно на тракторах и лошадях). На карте района появились три новых птицефабрики. В совхозе «Гуторовский» возвели тепличный комплекс. Газификацию сёл и деревень начали самыми первыми в нашей области.
Только цифры:
* Колхоз «20 партсъезд» – комплекс для коров на 800 голов и 600 га орошаемого земледелия.
* «1 мая» – комплекс на 1200 голов и 400 га орошаемого земледелия.
* «Дружба» – овцеводческий комплекс на 12000 голов.
*«Новая жизнь» – комплекс на 2200 коров и 2500 га орошаемого земледелия, в том числе 800 га для овощей, картофелехранилище.
Работая в Курском районе, никак не ожидал Бровкин жалобы от бывших своих колхозников, причём на самый верх – в Москву. Шесть человек добились приёма у Брежнева.
Генсек выслушал посланцев и сказал:
- Вижу, любите своего председателя... Иначе разве просили бы вернуть его назад. А раз любите, дайте молодому руководителю расти, – вынес свой вердикт Брежнев.
С теплотой говорит Бровкин о людях, с которыми вместе созидали. Это 2-й секретарь райкома Иван Фёдорович Константинов, Геннадий Васильевич Мальцев (районная сельхозтехника), руководители хозяйств Иван Павлович Косинов, Василий Павлович Кузьминов и Николай Сергеевич Нестеренко.
Ещё один штрих к портрету. В те годы Курский район полностью снабжал овощами и картофелем столицу соловьиного края.
И все эти годы рядом была настоящая помощница, верный друг, и не побоюсь этого слова, соратник – его супруга Дина Ивановна.
– Недаром говорят, что жена – тыл для мужа. Я со своей стороны старалась делать всё возможное, чтобы ему помочь. Хранила тепло домашнего очага, – признаётся Дина Ивановна.
А ещё, как ценную реликвию, хранила она долгие годы и свадебное платье, и рубашку, в которой муж был на свадьбе. В загсе Центрального округа, узнав об этом, попросили передать вещи к ним в музей.
А жизнь продолжается…
О семье Бровкиных можно писать не один очерк, а целую книгу, настолько насыщенной событиями была их жизнь. Но на каком бы высоком посту Фёдор Михайлович ни работал, какие бы испытания не подбрасывала судьба (а их было немало), всё выдержал и чести своей ни посрамил.
Заветы отца Фёдор Бровкин исполнил сполна: жил честно, трудился на совесть. И своих детей (у супругов два сына и дочь) и внуков воспитывал в том же направлении. И ещё одна награда есть у Бровкиных: медаль «За любовь и верность». И этим всё сказано.