Жизнь как из учебника о подвиге

– Такие открытки не продаются. Есть с 80-летием, 85-летием, даже с 90-летием, но со 100-летием, увы, нет, - говорила продавец в супермаркете.
– Что же делать?
– Только на заказ...
Руководитель общества слепых в Курской области так и сделал. Открытка к юбилею жителя п. Маршала Жукова Константина Рунова. Он – ветеран Великой Отечественной войны, патриот своей страны, наставник молодёжи. Ветеранов мало осталось. Поэтому так важно окружить их вниманием и заботой. В день своего рождения Константин Александрович Рунов  принимал поздравления от представителей администрации района, Курской областной думы, главы Клюквинского сельсовета В.Л. Лыкова, руководителя областного общества слепых И.А. Зайцева. Об этом рассказала дочь ветерана Татьяна.
Родился Константин Александрович 10 ноября в д. Субботино Владимирской области в семье дворян. Его дочь по крупицам собирает историю рода.
– У Руновых были земельные владения во Владимирской области. В нашем роду были доблестные воины — участники Турецкой, Крымской, 1-й мировой, Великой Отечественной войн. Семья Руновых была зажиточной. На подворье было много скотины, которую продали с приходом новой власти. Кстати, Великую Октябрьскую социалистическую революцию Руновы приняли с радостью и надеждой. Отец Константина, Александр Николаевич, стал трудиться в колхозе счетоводом. Мама, Клавдия Дмитриевна, имея хорошее образование, учила других писать и читать и заодно работала дояркой. Семья была многодетной. Но, большое внимание было уделено воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Как следует из истории семьи, Костя с раннего детства учился писать, поэтому для выработки почерка тренировался на газетных полосах между строк. После окончания школы Константин поступил на учительские курсы. В 17 лет он уже преподавал в одной из сельских школ. Через два года его назначили директором. В это же время он женился на учительнице Елизавете Красновой. В 1938 году у них родилась дочь Клара. Её назвали в честь Клары Цеткин (активистки борьбы за права женщин, коммунистки). Призыву в Советскую Армию Рунов не подходил, потому что относился к категории граждан, приносящих пользу народному хозяйству страны. Хотя это был уже 1939 год. Европу охватила фашистская истерия.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году, когда без объявления войны на СССР напала немецкая Германия, Константин Рунов был призван на фронт. Он начал службу в 1-й пролетарской Московской дивизии в Белоруссии, где шли бои на реке Березина.  В июне 1941 года наши войска под руководством комдива полковника Я.Г. Крейзера сражались против 18-й танковой дивизии противника. Из воспоминаний К.А. Рунова: «Командовал дивизией генерал Гудериан (имел прозвище Ураган). Он отличался жестокостью. Они в ходе боевых действий использовали пленных красноармейцев, женщин, детей, стариков как щит. Командиры опустились до полного коварства и сажали на броню танков беззащитных женщин, детей. От этой жестокости и подлости темнело в глазах. Хотелось лишь одного — отомстить. И — бить, бить врага!»
К сожалению, силы противника превосходили советские войска. Утром 14 июля Московская дивизия была окружена. Спасение видели в быстром манёвре. Свой решающий удар советские войска нанесли по тылу 18-й танковой дивизии.  27 июня 1-я Пролетарская попыталась вырваться из окружения. Но им немецкие войска навязали кровопролитные бои. Советские войска вынуждены были отступить. Дивизия с октября 1941 года сражалась в составе 33 Армии на Наро-Фоминском направлении в 80 километрах от Москвы. За проявленное мужество в этих боях К.А. Рунов был награждён медалью «За оборону Москвы».
В августе 1942 года младший лейтенант Рунов был назначен командиром взвода. Во многих боях участвовал Константин Александрович. Вот что вспоминает: «Шли ожесточённые бои под Смоленском. И не было возможности считать потери врага. Если немец отказывался от атаки, значит мы нанесли ему большие потери. Так  было и в тот раз. Двое суток продолжался бой. На поле боя горели танки, гудели моторы техники... Дым, грязь. Пока была передышка, солдаты готовили орудия. Мы ждали почтальонов с заветными треугольниками писем». Тогда письмо пришло и Константину. Быстро открепив склеенные листки, он стал вчитываться в весточку. Слова обожгли его сердце болью — жена умерла, четырёхлетняя дочка осталась без матери.

Война — это горе, утраты, боль.
В марте 1944 года, после вывода бойцов из окружения, младшего лейтенанта Рунова назначили командиром стрелкового батальона. За мужество и отвагу К.А. Рунов награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». Кроме того, было принято решение отправить Рунова в Солнечногорск Московской области на обучение. После окончания высших офицерских курсов Константин Рунов получил приказ прибыть в 1101 Плавский стрелковый полк 326 Рославльско-Тартусско-Рижской стрелковой дивизии. В боях в районе Кирова Рунов был дважды ранен.
В марте 1944 года он был откомандирован в Одесский военный округ на должность старшего офицера разведки штаба корпуса. Там он встретил радостную новость о Победе советских войск над немецкими захватчиками.
– Как радовалась моя бабушка, Клавдия Дмитриевна, когда трое её сыновей вернулись домой, - рассказывает Татьяна Константиновна. - Виктор, Константин и Михаил вернулись домой. Михаил после ранения остался без руки. Но это не беда. Ведь все были живы. Наша семья — единственная в деревне, которая не получила похоронки.
Константин принял решение остаться в армии. Когда служил в г. Балта (ранее столица Молдавии), он встретил свою судьбу. Варвара Александровна Чубинская родила ему двух дочерей — Татьяну и Аллу.
В 1948 году Рунова направили в Высшую военную академию имени Фрунзе. Его добросовестность, ум, смекалка были отмечены руководством. И было принято решение готовить его для службы в странах зарубежья. Однако, по семейным обстоятельствам Рунов отказался от предложения служить в Венгрии и был направлен на Дальний Восток заместителем начальника штаба по разведке воздушно-десантного корпуса. Именно тогда ему посчастливилось познакомиться с командиром корпуса (основателем ВДВ) генералом В.Ф. Маргеловым.
Доброта, сердечность и милосердие отличали супругов Руновых. После войны оставалось много детей-сирот. Детские слёзы не оставляли равнодушными никого.
– Мы хорошо помним братьев Васю и Петю Холодок из детского дома, - продолжает рассказ Татьяна Константиновна. - В выходные и праздничные дни мама и папа их забирали к нам домой. По возможности, одевали. Кормили мальчишек. Наши родители приучили и нас помогать тем, кому плохо.
В Дальневосточном военном округе К.А. Рунов прослужил 22 года. Совершил более 500 прыжков с парашютом. Написал множество статей в газетах и научных журналах.
В должности заместителя штаба округа и звании полковника в 1972 году он  был уволен с воинской службы в запас.
Но без дела Константин Рунов не мог. Многие годы он работал на гражданских должностях.
Рунов пример для подражания, настоящий герой! По его стопам пошёл внук Андрей Рунов. В наши дни Андрей был награждён медалью «За боевые заслуги».
О Константине Рунове писали во многих изданиях, в том числе и в «Сельской нови» в 2012 году вышел материал «И будет всё...» (автор Рита Милостная). Но мы приняли решение рассказать ещё раз нашей молодёжи об этом незаурядном человеке. Потому что так надо для нас и нашей страны. И хотя не популярно сейчас цитировать главу СССР И.В. Сталина… Но слова его стоят этого: «Новая война начнётся тогда, когда забудут старую», и, только сохраняя память о героизме павших в бою солдат, мы сможем избежать новой катастрофы.
Будьте достойны подвига наших солдат! Помните! Никогда не забывайте то, что пытались сделать с нашей многонациональной Родиной! На генетическом уровне передавайте новому поколению память о героизме, стойкости, мужестве и патриотизме защитников великой страны!

Могло быть и так...
Битва под Смоленском длилась и длилась... Он сидел, закрыв глаза... Передышка после боя. Глаза закрывались от усталости, тело ослабло. Измученные, избитые пальцы не ныли. Боль унялась. Ничто не тревожило: вой моторов немецких танков, едкий запах дыма и гари. «Вась! Тяни орудие сюда! Да, да..! Быстрей! Где патроны? Алексей ранен, медсестра сюда!» Крики всё тише и тише... Поспать, так хотелось поспать. Только минутку.
– Эй, очнись! - трепал его за плечо почтальон.
– А? - приходил в сознание. - Что случилось? Письмо? Мне? Мне письмо?
Он так долго ждал весточки от любимой. Хотелось узнать побольше о дочке, она ведь растёт так быстро. Ждал тёплые слова от жены. Непослушными, занемевшими пальцами, открывал конверт. «Домом пахнет». Чёткий почерк, чужой. «К сожалению, мы вынуждены сообщить, что ваша жена скоропостижно скончалась. Ваша дочь отправлена к вашим родным...» Казалось, он в секунду ослеп. Слёзы выедали его глаза. Вмиг заболело тело, заныло внутри. Он не мог сдерживать себя. Бил по твёрдому краю рва. Как же? Ну как же? Он ведь её отправил в глубь страны, чтобы уберечь. Не смог...
В этот день он воевал как раненый зверь. Но его не брали ни пули, ни снаряды противника. Будто его берёг от врага ангел в женском обличье.
Прошли четыре года войны, а ангел-хранитель был с ним. Сослуживцы так и говорили : «Да он с оберегом». Ангел же нашёптывал: «Тебе растить дочь».