«После ухода мамы из жизни меня почти ничто не может тронуть...»

 В регионе прошел конкурс сочинений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях, находящихся под опекой, а также в интернатных учреждениях области.

Темы: «Мое любимое произведение» для детей 1-6 классов и «Роль искусства в жизни общества» для ребят 7-11 классов и учреждений профессионального образования. Среди победителей и наши юные  таланты.

Дипломами II и I степени (соответственно) в номинациях «Мое любимое произведение» и «Роль искусства в жизни общества» в средней возрастной группе награждены Даниил Ильин (6 кл., Клюквинская СОШ и Эльдар Исаев (8 кл., средняя школа №43 имени Г.К. Жукова).

«Роль искусства в жизни общества»

Теплый летний день. Мы с сестрой в Москве. После ухода мамы из жизни меня почти ничто не может тронуть. Даже поездка в столицу мне теперь безразлична, хотя об этом я мечтал всю свою сознательную жизнь. Мы гуляем по старой Москве. Оксана в восторге, а я ей подыгрываю, чтобы не обидеть, ведь она старается мне угодить. Но почему такая пустота в душе? Чем ее заполнить?

«Пойдем в Третьяковку», - говорит сестра, видимо, почувствовав мое настроение. Соглашаюсь. Мне все ровно.

Первое, что я вижу, памятник, воздвигнутый основателю этой галереи Павлу Михайловичу Третьякову. За монументом удивительной красоты здание. И вдруг во мне происходит что-то непонятное. Я едва сдерживаю интерес, желание быстрее войти внутрь, увидеть, что же там, за этими стенами, одолевает меня. Очередь, кажется, никогда не подойдет. Чувствую, как рада Оксана моему живому любопытству.

И вот парадная лестница пройдена. Я даже не успеваю опомниться. Передо мной вдруг появляется огромная, во всю стену, картина М.В. Васнецова «Богатыри». Воля, сила, мощь скрыты в этих людях, а в глазах - уверенное спокойствие и беспредельная доброта! Вспоминаю, что Илья Муромец – Святой (нам на уроках литературы рассказывали). Я поражен величием и глубиной образов! И какими жалкими мне теперь кажутся богатыри из современных мультфильмов. Почему в мультипликационной интерпретации внутренний мир былинных героев кажется таким серым, обедненным? Кто из них сделал насмешку? И после этого мы хотим, чтобы наше Отечество кто-то защищал… Вот здесь, на картине Васнецова, истинное искусство, здесь – правда, здесь воспет русский патриотизм.

А мы уже во втором зале, в третьем... Полотна мелькают одно за другим. Останавливаюсь. С одной стороны на меня смотрит «Царевна – Лебедь», с другой – «Демон сидящий». Эти картины принадлежат кисти великого Михаила Александровича Врубеля. Какое величие добра и зла! Герои полотен как будто находятся в вечной борьбе. Наверное, и в душе мастера было такое же противостояние. А ведь во мне тоже часто борются два начала, и не всегда побеждает мир и красота. Я понимаю, что каждый человек оказывается перед выбором: добро или зло, величие или ничтожество. Если бы мы чаще любовались такими шедеврами, а не боевиками и мыльными операми, тогда бы не было в обществе столько насилия, равнодушия, боли.

В следующем зале меня привлекает еще одно полотно. Читаю надпись: Ф.С. Васильев «Мокрый луг». Все в картине просто: луг, небо, одинокое дерево. Кажется, что я уже видел подобный пейзаж. Да, вспоминаю. Когда мама еще была с нами, мы жили в деревне, в родном доме. Вокруг простирались точно такие же луга. А над ними бесконечное небо. Именно небо! В «Мокром луге» оно занимает большую часть полотна и является едва ли не главным средством выражения замысла художника. Я представил себя героем картины. Боже, какие мы ничтожные и маленькие перед величественным небом и бескрайним лугом. И мы, люди, примериваем на себя роли вершителей человеческих судеб и целых народов! Я не зря заговорил об этом. Ведь Федор Васильев написал полотно в Крыму в 1872 году. А семьдесят лет назад, в 1944, шли кровопролитные бои за освобождение полуострова от немецко-фашистского ига. И сейчас националисты в Киеве, к глубочайшему сожалению, поднимают головы, чтобы осквернить этот мокрый от дождя луг и полное красок небо. Я не могу допустить даже такой мысли! Мне приятнее осознавать, нет, просто чувствовать, что оттуда, с высоты, на меня смотрит мой самый родной человек. Теперь прочь уныние, ведь мама вряд ли бы это одобрила!

Я молод, а впереди целая жизнь, столько интересного и непознанного. Вдруг меня пронзил чей-то взгляд, нежный, неясный, ласковый. Это был женский взор. В нем и озорство девушки, и материнское тепло. Глаза Александры Струйской с портрета кисти Федора Степановича Рокотова улыбались мне. Мне одному. В памяти возникли строчки из стихотворения Николая Заболоцкого «Портрет»:

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

И я понял всем сердцем, что пришло мое время. Время любви и надежд. Я мечтаю, что моя единственная будет похожа на героиню этого полотна.

Мы вышли из галереи. Трудно сказать, что почувствовала сестра, но она тихо, словно боясь спугнуть мое состояние, шепнула: «Ты стал другим». Несомненно, я изменился. Уже не было во мне пустоты, страха одиночества, режущей боли в сердце. Все заполнила любовь. Мир подчинен только ей. Господь, в которого каждый из нас верит по-разному, и есть сама любовь.

Я считаю, что людям необходимо чаще общаться с истинными произведениями искусства, черпать в них надежду и радость. И тогда не будет того, что сейчас происходит на Украине, где разрушают культуру, оскверняют памятники, издеваются над людьми. Я призываю наше общество, мир стать добрее и милосерднее. Не сомневаюсь: меня обязательно услышат! Жизнь продолжается!

День клонится к вечеру. Я рад, что оказался в Москве. Сердце нашей Родины, как сердце матери, успокоило меня и вдохновило.

Исаев Эльдар, 8 класс, МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №43 им. Г.К. Жукова» г. Курска (руководитель – Козлова Ирина Александровна)

 

Мое любимое произведение

Признаюсь честно, чтение – не самое мое любимое занятие, и читаю я в основном то, что задают на уроках литературы. В 5 классе к уроку внеклассного чтения нам предложили прочитать повесть В.П.Катаева «Сын полка». Я люблю смотреть фильмы про Великую Отечественную войну, про армию. Но то фильмы, а тут книга, да еще такая объемная. Я со вздохом открыл первую страницу…

Сначала меня заинтересовало слово «разведчики», потом эпизод, когда разведчики нашли в окопчике мальчика. И вот я уже не мог оторваться от книги.

Главный герой повести – Ваня Солнцев. Мальчику двенадцать лет, хотя ему нельзя было дать больше десяти, так он отощал от голода. В начале повести мы узнаем, что он сирота: отец погиб на фронте в первые дни войны, а мать убили немцы за то, что она не хотела отдавать корову. От голода умерли бабушка и младшая сестра, а деревню, где жил Ваня, спалили. Мальчик остался совсем один и скитался, прячась по лесам, почти два года. Разведчики нашли при нем сумку, где лежали букварь и «грозное оружие» - гвоздь, которым он хотел убить какого-нибудь фрица.

Разведчики хотели оставить Ваню у себя, потому что он был невероятно смышленым, самостоятельным, хорошо ориентировался на местности. «Прирожденный разведчик», - говорил о нем капитан Егоров.

Все эти качества Ваня продемонстрировал, когда его все-таки решили отправить в детский дом. Ему удалось несколько раз убежать от бывалых разведчиков. Рассказ ефрейтора Биденко о том, как его, «профессора» разведки, объегорил мальчишка, вызвал у меня смех и восхищение Ваней. И я был очень рад, что ему разрешили остаться в полку.

Много «приключений» и испытаний выпало на долю героя, с которыми он с честью справился: он показал себя как хороший проводник, он проявил сообразительность и мужество, когда первый раз в наряде столкнулся с немецким конвоем, помог своим разведать дорогу. Ваня смог справиться со страхом, когда попал в плен к немцам, и мужественно вел себя на допросе: он не проронил ни слова, несмотря на побои, голод и угрозу смерти. У меня все сжималось внутри от страха за Ваню, когда я читал эти сцены. Я восхищался им, ведь не каждый взрослый в такой ситуации выдержал бы.

Но Ваня выдержал. Когда русские разбомбили блиндажи немцев, он снова очутился у своих разведчиков, а чуть позже попал к артиллеристам, с которыми тоже прошел и испытал немало. И самой большой радостью, самой дорогой наградой для мальчика стали слова полковника: «Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был хорошим сыном у разведчиков и орудийцев. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. И теперь весь наш артиллерийский полк считает тебя своим сыном».

Когда я читал повесть, я часто представлял себя на месте Вани, ведь он мой ровесник, и думал, как бы я справился, как бы поступил.

Мне очень нравится этот герой, хочется быть на него похожим: не теряться в трудных ситуациях, быть смелым, находчивым, стойким.

Повесть В.П.Катаева «Сын полка» я прочитал год назад, но часто вспоминаю ее героев, особенно Ваню, и иногда размышляю, как могла сложиться его судьба после окончания Суворовского училища.

Ильин Даниил, 6 класс МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области (руководитель - Тишина Ирина Сергеевна)