Накопить на ремонт

  • ЖКХ
  • 18 ноября 2014 г.

 

 Региональному оператору на счет стали поступать первые платежи. Познакомиться поближе с «хранителем» денежных средств хотели бы жители многоэтажек из села Полянское. В ноябре они получили уже третьи квитанции по оплате капремонта многоквартирных жилых домов, который запланирован у них с 2018 года. «Дождемся ли? Не уплывут ли наши денежки?» - сейчас самые обсуждаемые темы у селян.

Еще в прошлом году федеральное законодательство возложило на собственников квартир  бремя по оплате капитального ремонта многоквартирных домов, обязав с осени этого года делать ежемесячные взносы в общий котел. 6 рублей 20 копеек за квадратный метр жилья — такой тариф установлен для нашего региона. В программу вошли и три трехэтажки, расположенные в селе Полянское.

- Наш дом самый молодой, сдавался в 1986-м году, - рассказывает старшая по дому № 172 Елена Катунина, - но и он уже находится в плачевном состоянии. Стены отходят, кругом щели. Видимо, строился так... За все это время его ни разу капитально не ремонтировали, один раз побелили, да и то это лет 20 назад было. Вот и возникает вопрос, а не развалится ли он совсем до 2018 года? Раньше мы решали проблемы по мере их поступления. У нас крыша потекла — жильцы скинулись, сделали; щиток полетел, в девяти квартирах света не было — опять собрались, проблему устранили. Дверь входную поставили. С этого месяца снова начинаем  собирать деньги на отмостку, потому что дом проваливается, времени на ожидание у нас нет.  

Проблемы с крышей есть и у «соседа» - в доме под номером 175 жильцы верхнего этажа жалуются на течь. В плане капитальный ремонт дома назначен на 2020 год. Со своим «багажом поломок» занимает очередь на капремонт и третья многоэтажка. Всего 78 квартир. Многие попросту не верят, что предприятие будет иметь успех.  

- Куда мы платим? Кому? В белый свет? - сомневаются люди. - И где гарантия того, что эти деньги вернутся к нам через несколько лет?

- Когда формировался перечень многоквартирных домов, которым необходим ремонт, мы провели огромную работу, - говорит заместитель главы Полянского сельсовета Светлана Новикова.  - Вызвали БТИ, провели оценку каждого дома, подготовили целый пакет документов. Наши дома строились и сдавались в конце 70 - начале 80-х годов. Конечно, все они уже давно требуют капитального ремонта. Согласно плану, ремонтные работы в одном из домов будут проведены в 2018 году, в двух других — в 2020-м.  

Что касается сбора денежных средств, то жителям предоставлялась возможность выбрать: аккумулировать их на счету Регионального оператора или создать свое ТСЖ. В последнем случае всеми собранными средствами распоряжались бы сами собственники. Они решали бы, когда и какие работы проводить. Но и поиск подрядчиков, контроль за качеством выполняемых работ — эти вопросы тоже стали бы головной болью жильцов. Поскольку ТСЖ создано не было, органы местного самоуправления определили получателем денежных средств Регионального оператора.

Так почему же люди не воспользовались предоставленным им правом выбора?

Товарищество собственников жилья — это юридический орган, который по сути  должен заниматься хозяйственными нуждами дома. Во-первых, эта организация должна иметь председателя и штат, которых, кстати, содержат собственники помещений. Проще говоря, зарплату работникам ТСЖ жильцам пришлось бы выплачивать из своего кармана.

Во-вторых, люди наслышаны о разорившихся или проворовавшихся «товариществах», так что затея эта рискованная. Да и руководителя найти непросто. Взвалить на себя  кучу обязанностей и взять ответственность за весь дом желающих найдется немного.

Что касается Регионального оператора, организационные вопросы отпадают здесь сами собой. Да и надежность выше — все-таки гарантом выступает государство. Региональный оператор, как уверяют руководители, будет нести ответственность и за деньги, и за выполняемые в доме работы, а контролировать этот процесс будет Государственная жилищная инспекция Курской области. Не будет больше никакой дележки типа «моя хата с краю...». «Мне на голову не течет» - не скажут уже жители первого этажа, когда речь идет о замене крыши. Не станут отнекиваться и обитатели верхних этажей, если в ремонте будет нуждаться подвал... Ведь сейчас, если говорить откровенно, даже уборка подъездов и организация вывоза мусора частенько становятся проблемой для жильцов. Но несмотря на видимые плюсы, у жителей еще остается много вопросов, связанных с нововведениями:

- Почему с нами не заключили никаких договоров? По-хорошему должна быть бумага на руках у каждого собственника, чтобы мы знали, что наши деньги не пропадут.

- Сложности возникают и с оплатой. Одна женщина рассказывала, поехала в город, взяла талон — 270-я в очереди! Говорили, что организуют оплату через почту, чтобы людям  удобно было...

- Не совсем понятно, как нужно платить льготникам. Еще один момент - инфляция. Будет ли увеличиваться в дальнейшем тариф?

Наверное, соответствующим структурам стоит уделять больше внимания разъяснительной работе с населением. Не нужно лениться и самим жителям, ведь в квитанциях указаны номера телефонов, по которым можно уточнить информацию. А еще - читать разъяснение в газете: задавайте вопрос — мы ответим.  

...Мы подошли к дому под номером 172.

- Счастливый дом, - замечает кто-то. - Там ласточки гнездятся...

Впрочем, согласно плану капремонтов счастливым для него может стать 2020 год. Пока вид у него совсем непрезентабельный. Дом как будто покосился от тяжести лет. Обшарпанные стены... Из подвала доносится непрекращающийся гул воды (сырое помещение уже давно не используется по назначению). Дверь в подъезд открыта, и темные лестничные клетки с ведущими наверх, к прохудившейся  крыше, ступенями, выдают отсутствие хотя бы какого-то мало-мальского ремонта. Крыша, недавно перекрытая местными жителями, продержалась лишь несколько лет.

- Ремонтировать однозначно надо. Программа сама по себе неплохая. - Люди понимают, что сделать капитальный ремонт своими силами им не удастся, и потому идею одобряют. Нет лишь уверенности. - Вот раньше государство помогало, а что мы сами сможем насобирать? Это ж какие деньги нужны!

Но, уважаемые граждане, если вспомнить, программа софинансирования капремонта, в которой собственники принимали лишь небольшое финансовое участие, тоже поначалу не была воспринята на ура. Видимо, так относятся ко всему новому, неизведанному. Не однозначен вопрос и о помощи со стороны. Почему частник платит сам за ремонт своего жилища, а тот, кто проживает в многоэтажке должен полагаться на государство? А ну как жители всех частных домов пойдут требовать от власти перекрывать им крыши да чинить подвалы? С того момента, как человек становится собственником жилья, у него появляется и обязанность его содержать, то есть проводить текущий и капитальный ремонт не только своей квартиры, но и общедомового имущества. Но давайте спросим себя: многие ли занимались подобными вопросами?

Теперь же государство берет на себя роль организатора. Деньги на счету Регионального оператора будут общими, поэтому беспокоиться об их нехватке тоже не стоит. Как только очередь дойдет до конкретного дома, необходимая сумма на капремонт будет выделена. Все это пока ново для граждан. Многое непонятно. Но все-таки, раз область сама берется за организацию этого процесса, можно быть уверенным, что он наладится.