Важно сделать правильный выбор

...Проходя медкомиссию для поступления на военную службу по контракту, молодой человек явился на прием к наркологу. Оказалось, что он числится в базе данных наркологической службы. Парень возмутился: «На каком основании? Я ничего не знал». После того, как врач предъявил ему заключение экспертизы, пришлось согласиться. О том, как избежать подобной ситуации, мы разговариваем с врачом-наркологом ОБУЗ «Курская ЦРБ» О.Ф. Гридасовой. 
- Любое наркологическое заболевание, даже на ранней стадии, является противопоказанием для некоторых видов профессиональной деятельности, - поясняет Ольга Федоровна. - Нельзя, например, получить водительские права, владеть оружием, работать со взрывчатыми веществами, служить в армии и т. д. Но эти ограничения действуют только в то время, когда человек состоит на учете. Если он доказывает свою ремиссию, его снимают с учета, соответственно отменяются и ограничения.
- Но может ли человек не знать о том, что он находится в базе данных?
- Не знать, что его привозили на освидетельствование и, как, например, в случае с этим молодым человеком, нашли в организме следы конопли? Это исключено.
Чаще всего на учет ставят после стационарного лечения или освидетельствования на состояние опьянения по направлению ГИБДД или органов наркоконтроля. Где бы не было выявлено наркологическое заболевание, пусть даже в другом городе, все сведения передаются по месту прописки гражданина. Его об этом обязательно предупреждают. В наркологическом кабинете заболевание регистрируют и пациент автоматически становится на учет. Ни согласия, ни присутствия его при этом не требуется.
Если после случившегося человек не пришел к наркологу добровольно, его вызывают и предлагают два варианта. Первый — подписать добровольное согласие на диспансерное наблюдение, по сути, согласиться на врачебную помощь. На основании этого он берется уже на диспансерный учет. Объясню, в чем разница. Диспансерный учет это чистая бухгалтерия, цифры. Диспансерное наблюдение — это процесс взаимодействия врача и пациента.
Теперь они в одной упряжке и цель у них одна — чтобы пациент избавился от тяжелой болезни и был снят с учета.
Первое, что требуется пациенту — искреннее желание выздороветь. Дальше ему предстоит трудный путь духовного возрождения, переосмысления своей жизни. При этом очень важно доверие к врачу, послушание, настрой на абсолютную трезвость, и человек ни в коем случае не должен считать, что его лишают последней радости в жизни. Со своей стороны мы предлагаем доброе отношение, моральную поддержку, грамотное обследование, лечение и реабилитацию. После достижения ремиссии, через 3 года пациент снимается с учета. На ранней стадии заболевания это может произойти через год, но повторюсь, только в случае, если находившийся на лечении докажет свое выздоровление.
- Если человек не дает добровольное согласие, что тогда?
- Тогда он подписывает отказ от диспансерного наблюдения. Его никто не будет вызывать к врачу, убеждать проходить обследование, лечение, но в то же время он остается на регистрационном учете, в базе данных. Автоматического снятия с учета в наркологии не существует. Придет потом к наркологу через несколько лет, допустим, при прохождении медкомиссии на получение водительских прав, а там ему скажут: «Сначала докажите ремиссию». Может быть действительно в жизни этого человека это были единичные эпизоды (употребления наркотиков), о которых он давно забыл, но придется отложить получение прав и доказывать ремиссию. Как и в случае с молодым человеком, желающим устроиться на контрактную службу. Время упущено, а ведь этого могло бы и не быть, если бы оступившиеся сразу согласились на диспансерное наблюдение.  
- Что вы посоветуете своим пациентам?
- Очень хорошо подумать, стоит ли, как страус, прятать голову в песок, если вы попали в поле зрения нарколога? Не загоняйте ситуацию в тупик! Буквально перед нашей беседой на прием пришла женщина, страдающая алкогольной зависимостью. Уже рассматривался вопрос о лишении ее родительских прав, но она обратилась за помощью, подписала добровольное согласие на диспансерное наблюдение, и ей дали шанс. Не отчаивайтесь. Все можно исправить. Главное — сделать правильный выбор.