С января живем по-новому

 

 В законную силу вступили изменения, касающиеся деятельности главы района и глав сельсоветов. Если говорить яснее, то большая часть полномочий передается на исполнение районной власти. Вопросы ЖКХ, водоснабжения, содержания и строительства дорог, оказания похоронных услуг и многое другое будут теперь решаться только в администрации района. К чему это приведет? Каждое нововведение в какой-то мере должно людям облегчать жизнь. Но так ли это? То, что нагрузка на районную власть увеличится в несколько раз — понятно. А вот принесет ли это пользу жителям?

Об этом мы поговорили с заместителем председателя Курской областной Думы Александром Александровичем Кичигиным.

- Мы до сих пор ощущаем на себе нововведение — когда миграционной службе от администраций сельсоветов отдали полномочия, связанные с регистрацией прописки. В результате, пришли к огромным очередям в паспортном столе. Помним также, как можно было зарегистрировать брак, не выезжая из родного села, придя в сельсовет. Теперь полномочия эти имеет право осуществлять только ЗАГС. Какие на этот раз преобразования ждут селян?

- Отмечу, что к переменам нашему селу не привыкать. Сколько уже было реформ? Одна приходит на смену другой, а люди как работали, так и работают. Село стоит. Справедливости ради, населенные пункты преображаются, в них происходят положительные перемены. С тех пор как от имени России 28 февраля 1996 года была подписана Европейская Хартия (вступила в силу 1 сентября 1998 года), в муниципалитетах жизнь строилась согласно федеральному закону №131 о местном самоуправлении. Он предусматривает два уровня управления — районный и поселенческий. К этому закону приноровились. Помогают государственные и областные программы, участвуя в которых на местах начали строительство сельских дорог, потихоньку решаются вопросы водоснабжения, ремонта жилья, объектов социальной сферы и многое другое. Но решение вопросов местного значения выявило очень большую проблему — нехватку средств в бюджетах сельсоветов. Это и стало значимой причиной принятия нового закона - №136, который позволяет субъектам федерации (регионам) по своему усмотрению моделировать местное самоуправление. Со стороны кажется, что все осталось по-прежнему. Да это не совсем так. С сельсоветов снимают большую часть полномочий (из 36 оставляют 13) и передают муниципальному району. Это касается имущества и материального обеспечения. Аргумент в пользу нового закона -  район имеет больше возможностей, чем сельсовет для строительства таких важных и дорогостоящих объектов, как дороги, водопроводные сети, жилье и другие стратегически важные нужды.

- Так что же все-таки остается муниципалитету?

- К вопросам местного значения относится такой пункт, как составление и рассмотрение проекта бюджета поселения. То есть, администрация сельсовета утверждает бюджет и контролирует его исполнение. Также поселение устанавливает сумму налогов и сборов. Кроме того, в ведении сельсовета остаются те функции, которые касаются непосредственно работы с населением. Например, благоустройство и санитарный порядок. В полномочиях поселения находятся требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков. Глава сельсовета должен следить за тем, как граждане  благоустраивают свою придомовую территорию, содержат ее в порядке. В случае неисполнения требований, к жителям применять административное воздействие.

Под личным контролем главы находятся и первичные меры по пожаротушению, уличное освещение. Сельсовет создает условия для обеспечения досуга жителей, организует мероприятия по работе с детьми и молодежью. Сюда также относится деятельность по развитию на селе физической культуры и спорта.

Немаловажным является обеспечение общественного правопорядка на территории мо. Для этого должны работать добровольные народные  дружины. Организовать их деятельность непросто, но это является одной из важных задач администрации сельсовета.

Поселение продолжает содействовать в развитии сельскохозяйственного производства, создает условия для развития и создания малого и среднего предпринимательства в селе.

Словом, остаются в полномочиях сельсовета практически все сферы. Уходит то, что связано с большими материальными затратами. Содержание и строительство водопровода, дорог.

- Но Курский район огромен. Порой за содержание, ремонт тех же водопроводных сетей отвечали на местах главы сельсоветов и предприятия ЖКХ. Что теперь будет? Это району нужно будет создавать заново огромную единую систему ЖКХ?

- Да. Пока еще не совсем понятно, что это будет за структура, и как она будет реагировать на нужды населения. Глава района прорабатывает этот вопрос со своими специалистами. Ведь аварии случаются часто, и  медлить нельзя. Люди не могут находиться без воды. Поэтому создавать службу нужно мобильную, быструю, а главное — обеспеченную современной техникой, оборудованием. Это касается и обслуживания дорог. Зимой при снежных заносах нужно вовремя расчищать дороги, посыпать специальной солевой смесью. В Курском районе это достаточно большой пласт работы.

- Успеем мы создать до 1 января подобную оперативную службу?

- Невозможно сразу решить этот вопрос. Поэтому в Курском районе в 2015 году будут заключены соглашения с органами местного самоуправления о передаче осуществления им части своих полномочий по решению местных вопросов за счет межбюджетных трансфертов. Такие соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок их действия. А это значит, что пока в районе создаются соответствующие службы, пока проходит переходный период, еще в течение 2015 года полномочия по обслуживанию водопроводных сетей, дорог будут исполнять сельсоветы.

- Новый закон предусматривает аккумулирование материальных средств в бюджете района. То есть, если ранее, допустим, на мероприятие в Доме культуры, деньги выделялись поселением, то теперь даже за этим малым должны обращаться в администрацию района. Не создаст ли это определенных трудностей?

- Ко всему нужно привыкнуть, отработать механизм действий. Да, согласен, что за каждым делом обращаться в район будет сложно. Но есть в этом положении и выигрышный момент. Распоряжение района всеми средствами позволит выравнять уровень бюджетной обеспеченности поселений. Ведь у нас есть как зажиточные сельсоветы — Щетинский, например, так и имеющие скудный бюджет, к примеру, Лебяженский. Последнему очень трудно было без дотаций решать даже самые острые проблемы. Теперь при четком анализе положения дел в каждом сельсовете администрация Курского района будет направлять денежные средства на выполнение стратегически важных задач.

- Так сколько же полномочий возложено на муниципальный район?

- Всего около 40. Они обширны и касаются всех сторон жизнедеятельности. Организация электро- и газоснабжения, дорожной деятельности (сюда входит контроль за сохранностью местных дорог, обеспечение безопасности движения). Кроме того, именно в районе должны создавать благоприятные условия для предоставления транспортных услуг населению.

Огромное внимание районная власть должна уделить направлению, касающемуся соблюдения прав граждан. Профилактика терроризма и экстремизма, разработка и осуществление мер по укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Что очень важно, ведь в Курском районе проживают граждане нескольких национальностей. Со стороны власти должна оказываться всяческая поддержка для сохранения культурного наследия народов РФ.

На плечи администрации района ложится и обеспечение общественного порядка. Для этого нужно будет создать муниципальную милицию, включая обеспечение участковых уполномоченных не только служебным помещением, но и жильем. А это значимо. Участковый должен жить на подведомственной территории, чтобы контролировать все процессы. Понимая, что справиться с поставленной задачей непросто, законом предусмотрено предоставление сотруднику полиции жилья до 1 января 2017 года.

Полномочия района распространяются и на сферу экономики. Содействие развитию малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства. Именно район отвечает за обеспечение граждан необходимыми продуктами питания.

Также теперь районная власть обязана заниматься созданием и развитием мест отдыха. Наряду с этим ставится задача по охране лесных насаждений, водоемов, памятников культуры.

Все, что перечислено, лишь малая часть функций района. В целом, их можно назвать ежедневной, ежечасной заботой о людях. Потребуется много усилий, времени и терпения, чтобы реализовать в полной мере пункты нового закона. Уверен, постепенно это получится.